Беседовала Анна Кислицына
— Спрос на наших выпускников в несколько раз превышает предложение. Обычно к третьему курсу уже все трудоустроены. 97 процентов наших специалистов находят работу после окончания университета — это максимально возможный показатель для вуза, — говорит Глеб Батрак, ректор Уральского государственного горного университета, канд. геол.-минерал. наук.
— Глеб Игоревич, расскажите о роли Уральского государственного горного университета в горнодобывающей промышленности Урала и России. Какие актуальные для отрасли задачи, как в области подготовки кадров, так и в области научных исследований, выполняет университет?
— Уральский горный университет — старейший вуз в регионе, он был основан в 1914 году. И вот уже более века наша миссия остаётся неизменной: готовить высококвалифицированные кадры и создавать технологии для реального сектора экономики. Мы остаёмся надёжным партнёром для горных предприятий и мощной научной школой с богатыми традициями, которая содействует развитию всей отрасли.
В области научных исследований наибольшее внимание мы уделяем вопросам воспроизводства минерально-сырьевой базы, импортозамещения в горном машиностроении, цифровизации технологий и минимизации ущерба, наносимого промышленностью окружающей среде.
Мы держим курс на объединение усилий — с индустриальными партнёрами, институтами РАН, — это позволяет нам браться за самые сложные задачи и предлагать отрасли опережающие решения. Благодаря этому объём наших НИОКР за последние годы вырос втрое.
В учебном процессе мы делаем ставку на гибкость и практико-ориентированность. Сегодня студент УГГУ может параллельно с основным образованием получить до пяти востребованных квалификаций, в том числе благодаря институту дополнительного образования и цифровой кафедре вуза. Это прямой ответ на запрос работодателей, которые хотят видеть среди своих сотрудников многопрофильных специалистов. Сегодня спрос на наших выпускников в несколько раз превышает предложение: по некоторым направлениям количество вакансий достигает десяти на одного человека. Согласно Федеральному мониторингу трудоустройства выпускников, 97 процентов наших специалистов находят работу после окончания вуза — это максимально возможный показатель для вуза.
— С кем из производителей техники и оборудования для горной промышленности вы сотрудничаете в области создания новых решений?
— Наш многолетний партнёр — Уралмашзавод. Совместно мы выполнили ряд проектов по созданию новых конструкций дробильно-перегрузочной установки, конусной дробилки и карьерных экскаваторов. Сейчас идёт работа по проектированию роботизированного гидравлического экскаватора с системой управления, оснащённой распределёнными датчиками и искусственным интеллектом. Это довольно амбициозная задача — аналогов у этой разработки пока нет.
Недавно наши учёные вместе с компанией «Аксалит» создали опытный образец первого в России рентгено-трансмиссионного сепаратора для обогащения полезных ископаемых. Технология основана на использовании рентгеновского излучения и нейросетей. Точность сортировки — более 98 процентов.
Ещё одно наше инновационное решение — первый в России полностью роботизированный буровой станок для подземных работ. Он позволяет вывести людей из опасной зоны и повысить точность проведения работ более чем на 30 процентов. Комплекс при этом не просто автоматизирует процессы, он интегрируется в цифровую модель рудника и с высочайшей точностью следует паспорту бурения. Сейчас мы испытываем опытный образец оборудования. Работаем совместно с Машиностроительным холдингом, НИПИГОРМАШем и УГМК.
— Какие исследования, помимо создания техники, сегодня ведутся университетом, по каким направлениям?
— Наша научная повестка отвечает практически на все ключевые вызовы, которые стоят сегодня перед отраслью. В первую очередь это касается вопросов ресурсосберегающего недропользования.
Из ярких примеров: мы создали технологию переработки промышленных отходов для получения железорудного концентрата. Из отходов, оставшихся после обогащения руды, мы можем получать железный концентрат с массовой долей железа до 72 процентов! Важно, что эта технология создавалась с учётом потребностей предприятий в Крыму и на новых территориях РФ.
В ближайшее время мы займёмся геологической доразведкой законсервированного Малышевского рудника в рамках федеральной программы «Русский бериллий», направленной на увеличение добычи этого металла.
— По вашему мнению, какие меры сегодня могут помочь нарастить объёмы НИР в области горного дела для достижения технологического суверенитета?
— Вопрос технологического суверенитета — это прежде всего вопрос кадров и инфраструктуры. Недостаточно просто увеличить финансирование, нужно создать экосистему, в которой научная мысль будет естественным образом трансформироваться в технологии. И здесь я вижу несколько ключевых направлений.
Во-первых, это глубокая интеграция науки и образования. Мы реализуем программу «Студент-исследователь», благодаря которой наши студенты имеют возможность с первых курсов заниматься решением реальных производственных задач. Кроме того, на базе университета работают несколько студенческих конструкторских бюро. Наиболее талантливые студенты получают поддержку от предприятий в виде именных стипендий.
Во-вторых, это создание современной научной инфраструктуры. Мы целенаправленно развиваем нашу материально-техническую базу, приобретаем передовое оборудование, создаём площадки для проведения междисциплинарных исследований. При вузе действует научно-исследовательский лабораторный центр, 80 процентов его сотрудников — молодые учёные.
В-третьих, это формирование устойчивых консорциумов. Чтобы максимально закрыть потребности отрасли, необходима работа в связке «университет — научный институт — промышленное предприятие». Наш вуз плодотворно участвует в консорциуме университетов «Недра», а также Уральском межрегиональном НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы». Такое взаимодействие исключает работу «в стол», гарантируя, что предложенные учёными решения окажутся востребованными на реальном производстве.
— Как на фоне дефицита кадров меняются подходы к образованию в области горного дела? Какие последние изменения в части подготовки специалистов были внедрены университетом?
— Основные принципы нашей образовательной политики — это фундаментальность, практикоориентированность и гибкость. На практике это воплощается в диверсификации образовательных программ университета и с точки зрения их содержания, и формата. Мы стараемся ориентироваться на разные категории абитуриентов — от вчерашних школьников до уже работающих специалистов.
Ещё один важный момент: активное вовлечение студентов в проектную деятельность. Сегодня решение кейса — это одна из наиболее популярных форм проверки знаний. К этой работе необходимо привлекать работодателей: с учётом их потребностей должны формироваться образовательные программы и выстраиваться проектная работа.
Мы стремимся сделать наши образовательные траектории максимально вариативными. Они должны быть адаптированы под запросы разных сегментов рынка труда и требования заказчиков.
— Какие направления подготовки сегодня наиболее востребованы у предприятий?
— На фоне растущего спроса на горных инженеров на рынке труда это в первую очередь традиционные для вуза специальности «Горное дело», «Прикладная геология», «Технология геологической разведки». В числе востребованных профилей бакалавриата можно назвать «Электроэнергетику и электротехнику», «Машиностроение» и «Автоматизацию технологических процессов». Отмечу, что в последние годы интерес у абитуриентов к этим направлениям подготовки тоже возрос: сегодня их профессиональные устремления во многом совпадают с потребностями работодателей.
— С какими предприятиями горной отрасли сотрудничаете в области подготовки специалистов (включая практику, целевые программы и др.)?
— Сеть наших партнёров насчитывает около тысячи предприятий по всей России — от Калининграда до Магадана, — где ребята проходят производственную практику. Для многих она оканчивается трудоустройством. Мы сотрудничаем с ведущими горнодобывающими компаниями: УГМК, РМК, «Полиметалл», РУСАЛ, «Норникель», АЛРОСА и др. Практически каждый месяц в вузе проходят встречи работодателей со студентами, проводятся дни компаний, бизнес-завтраки, форумы. Ежегодно университет организует ярмарку студентов, которая собирает свыше 70 предприятий со всей страны. Они готовы издалека приезжать к нам в Екатеринбург за будущими практикантами и сотрудниками. Поэтому работу наши студенты находят ещё до окончания вуза — обычно к третьему курсу уже все трудоустроены. И конкуренция за наших выпускников сегодня без преувеличения очень высокая.