Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Чтоб машина не «болела»: в ТПТУ модернизировали комплекс для реостатных испытаний тепловозов

cropped-tptu-01-678x381

Ксения Миронова

Комплексом автоматизированных реостатных испытаний КИПАРИС на предприятии пользуются уже более 10 лет. С его помощью проверяют работу дизель-генератора тепловоза. Сейчас Томусинское погрузочно-транспортное управление постепенно обновляет локомотивный парк. С появлением современных ТЭМ18ДМ пришла пора обновить и комплекс.

Компьютер или ноутбук, провода, датчики и программа — вот что требуется для проверки сердца локомотива. А еще 3–4 столовых ложки соли и 12 тысяч литров воды — во время реостатных испытаний бак с раствором имитирует для дизель-генератора нагрузку от тяговых двигателей. Вырабатываемая энергия уходит на нагрев воды.

— В нагрузочном баке постоянно находятся отрицательные электроды, — объясняет Валерий Титов, мастер по ремонту депо подвижного состава ТПТУ. — Мы постепенно опускаем в воду положительные электроды, которые подключены к главному генератору дизеля. Чем больше площадь контакта с водой и ток, тем больше мощности берем от генератора.

На реостатных испытаниях локомотива ТЭМ18ДМ Валерий работает с напарником, который набирает мощность дизеля в кабине машиниста. В это время на экране ноутбука можно увидеть, как программа фиксирует обороты для каждой позиции.

— Включай третью! — командует Валерий коллеге. Гул двигателя нарастает. — Слышите, дизель начинает раскручиваться?

С переходом на новую мощность увеличивается скорость вращения коленвала. На графике количество оборотов проходит желтой линией между двумя зелеными — это границы нормы. Значит, все процессы протекают в штатном режиме.

И проверит, и настроит

В тепловозах нового типа управление электронное, соединить его со старой версией диагностического оборудования было невозможно. Чтобы модернизировать КИПАРИС, разработчики обновили программу, заменили необходимые датчики и модули, для новых локомотивов выдали дополнительные.

Во время испытаний проверяют также параметры температуры воды, масла и другие. Соответствующие датчики комплекса подключают к датчикам тепловоза. Через модули в обработанном виде данные поступают на компьютер. После программа выдает протокол с результатами.

— С помощью комплекса можно увидеть, чем «болеет» дизель-генератор, и принять меры: либо сразу отрегулировать, либо отправить на дополнительный ремонт, — рассказывает Денис Бармин, начальник депо подвижного состава ТПТУ.

Тепловозы проходят реостатные испытания сразу после ремонта, а также контрольные испытания — уже в процессе эксплуатации. Пока в локомотивном депо ТПТУ один ТЭМ18ДМ, совсем скоро в работу запустят второй. С помощью модернизированного комплекса железнодорожники смогут следить за работоспособностью как современных локомотивов, так и их старших собратьев.

Справка

КИПАРИС — это комплекс интеллектуальный производственный автоматизированных реостатных испытаний. Он разработан Научно-исследовательским институтом технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта, г. Омск.

Exit mobile version