Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Цифровые технологии на страже безопасности

Наталья Дёмшина

На фоне стремительного развития промышленности Казахстана вопросы безопасности и эффективности приобретают особую значимость. Цифровизация производственных процессов — это не просто тренд, а объективная необходимость, особенно в таких сложных и ответственных отраслях, как горно-добывающая. ТОО «Богатырь Комир» демонстрирует передовой подход к этим задачам, внедряя инновационные решения на практике. Новейшая система мониторинга состояния водителей «Антисон» и цифровой модуль контроля транспорта в системе ASPANS стали важными шагами на пути к повышению промышленной безопасности и управляемости техники.

Под контролем

Оперативность, прозрачность, удобство и усиленный контроль — всё это стало возможным благодаря новому модулю в системе ASPANS, внедрённому в Автобазе ТОО «Богатырь Комир». Теперь техническое состояние автотранспорта отслеживается в режиме онлайн, а информация о каждой единице техники доступна в любое время.

Нововведение позволило:

•         сократить время на проведение контроля;

•         исключить человеческий фактор при фиксации данных;

•         повысить безопасность и надёжность эксплуатации транспорта;

•         упростить взаимодействие между подразделениями.

Раннее утро на контрольно-техническом пункте (КТП). Один за другим на осмотр прибывают автомобили. Механики, вооружённые смартфонами, быстро сканируют QR-коды на машинах. Теперь никаких бумажных чек-листов — вся информация моментально появляется в системе ASPANS.

«Вот, например, этот самосвал. Сейчас проверим…» — механик Анатолий Евгеньевич Манько наводит телефон на QR-код на лобовом стекле. На экране появляется вся история машины — пробег, прошлые ремонты, актуальные замечания.

«Лампочка не горит? Записываем. В течение часа устраним. А вот если серьёзная неисправность — сразу в мастерскую».

Анатолий Евгеньевич вносит данные в ASPANS, фотографирует номер машины, прикрепляет файл к заполненной форме ежедневного осмотра и выдаёт водителю путевой лист.

Работники автобазы отмечают: теперь процесс стал быстрее и удобнее. Если что-то не так — в системе сразу назначается ответственный за устранение неисправности, а водители отслеживают ход ремонтных работ через мобильное приложение.

Система действует с декабря 2024 года. На сегодня QR-кодами оснащены все 343 единицы техники автобазы. В автобусах коды размещены не только снаружи, но и внутри — отсканировав их, пассажиры могут сообщить о проблемах, будь то неисправный ремень безопасности или нарушение скоростного режима. За прошедший период зарегистрировано порядка 100 обращений — все они оперативно устранены.

Следующий шаг — снабдить механиков планшетами, чтобы осмотр проходил ещё быстрее.

Внедрение QR-кодов — это не просто удобство, а шаг к повышению безопасности. Теперь никто не сможет выехать на неисправной машине, а процесс ремонта стал полностью прозрачным.

Бдительность и внимание

Ещё одно нововведение для повышения уровня безопасности в ТОО «Богатырь Комир» — система «Антисон».

Чтобы предотвратить аварии, вызванные усталостью водителей, в управлении технологического транспорта внедрили систему «Антисон». Она следит за тем, чтобы водитель не задремал за рулём. Современные технологии помогают предупредить опасные ситуации на дороге.

Камеры системы «Антисон» фиксируют:

•         пространство перед самосвалом по направлению движения;

•         кабину водителя — его действия во время движения самосвала при обнаружении нарушений.

Система контролирует функциональное состояние водителя и выявляет такие нарушения, как:

•         использование мобильного телефона;

•         курение;

•         усталость и засыпание;

•         непристёгнутый ремень безопасности.

При выявлении подобных фактов система подаёт звуковой сигнал в салоне. Если водитель закрывает глаза или отворачивает голову от дороги, включается вибромотор, встроенный в спинку сиденья, заставляя его вернуться к управлению.

Монтаж оборудования начался в феврале 2025 года. На данный момент система установлена на всех карьерных самосвалах:

•         БЕЛАЗ 7513;

•         Hitachi 1700;

•         Caterpillar 3700;

•         Caterpillar 785;

•         Caterpillar 777.

В дальнейшем планируется установка на автогрейдерах и бульдозерах.

Система уже доказала свою эффективность — случаи нарушений резко сократились. Мнения среди работников разделились: одни воспринимают «Антисон» как дополнительный контроль, отвле-кающий от работы, другие — как необходимую меру, способную спасти жизнь. Большинство сотрудников сходятся во мнении, что система помогает предотвратить аварии, вызванные усталостью и невнимательностью.

Внедрение системы «Антисон» — это ещё один шаг к повышению безопасности на предприя-тии. Это решение не только снижает риски ДТП, но и помогает водителям сохранять бдительность, что особенно важно в условиях работы на опасных производственных объектах.

Exit mobile version