Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Как выстроить корпоративную систему обеспечения ЧС и пожарной безопасности в эпоху цифровой трансформации в горно-металлургической компании

Кузнецов Анатолий Владимирович, директор департамента гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, ПАО «ГМК «Норильский Никель»

Никитина Ольга Александровна, начальник отдела управления производственной безопасностью и устойчивым развитием, IBS

Металлургическая отрасль в современном мире продолжает активно развиваться, появляются новые потенциально опасные объекты (ПОО), что влечет за собой увеличение количества угроз, которые могут привести к ЧС. Владельцам и операторам таких объектов требуется прикладывать много усилий, чтобы спрогнозировать, предупредить эти угрозы и минимизировать их последствия.

Металлургическая деятельность — это большой и сложный процесс, состоящий из нескольких технологических операций: добыча, обогащение и производство. Все операции связаны с факторами опасности, в качестве которых рассматриваются события, условия, свойства, процессы, являющиеся причиной возможной аварии. Также введение санкций зачастую приводит к невыполнению поставщиками обязательств, в связи с этим увеличивается нагрузка некоторых агрегатов на ПОО, которая увеличивает уязвимость объекта в целом.

ЧС несут за собой множество последствий социального, экономического и экологического характера. Одним из способов минимизации рисков возникновения ЧС на предприятии является анализ произошедших ЧС на объектах, релевантных для компании. Для «Норникеля» примерами являются ЧС, связанные с аналогичными типами ПОО:

•           взрывы метана в Кемеровской области на шахте «Распадская» и на шахте «Северная» в Воркуте;

•           взрыв на заводе по производству удобрений в городе Уэст (США);

•           авария на Саяно-Шушенской ГЭС, отразившаяся на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона;

•           обрушение дамбы хвостохранилища в бразильском штате Минас-Жерайс;

•           выброс хлора в г. Березники, в результате которого пострадали тридцать человек.

Также не можем не упомянуть про ЧС, которая произошла при разгерметизации резервуара хранения дизельного топлива в Норильске на объекте компании. Несмотря на большую площадь распространения утечки, на данный момент были закончены работы по ликвидации разлива топлива и восстановлению почв.

«Норникель» — одна из компаний, которые высоко заинтересованы в развитии безопасности и сохранении благоприятных условий для людей и окружающей среды от ЧС, повышении ESG-рейтинга, ответственного соблюдения требований со стороны государства и оправдания ожиданий со стороны стейкхолдеров. Информация о любых потенциальных ESG-рисках должна быть идентифицирована, проанализирована и включена компанией в процесс принятия управленческих решений. Отметим, что оценка ESG-рисков включает актуальность планов действий в чрезвычайных ситуациях и реакцию на них. Помимо повышения рейтинга в ESG-повестке, развитие направления по предупреждению ЧС позволит компании минимизировать суммы предотвращенного ущерба от техногенных аварий и катастроф и сумму сохраненных средств, затраченных на ликвидацию последствий ЧС.

На данный момент в России частота проведения внешних проверок напрямую зависит от категории риска, к которой отнесён объект контроля. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 17431 плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки осуществляются только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, ОПО II класса опасности, ГТС II класса.

Также за последние несколько лет уменьшилось количество плановых и внеплановых проверок со стороны государственного пожарного надзора, в связи с этим компании самостоятельно должны контролировать состояние своих объектов и принимать превентивные меры по сохранению их уровня безопасности.

В компании «Норникель» сохраняются инвестиции на предупреждение ЧС, в том числе на укомплектование современной техникой и содержание корпоративных подразделений по обеспечению защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, целями которых являются:

•           совершенствование эффективных систем управления обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в компании и РОКС;

•           снижение рисков возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций в компании и РОКС;

•           повышение устойчивости функционирования объектов компании и РОКС в части гражданской обороны.

Как социально ориентированная компания «Норникель» является важной составляющей системы предупреждения ЧС, выстроенной на федеральном уровне, так как предприятия «Норникеля», как правило, — градообразующие предприятия, и их значимость в муниципалитетах присутствия очень высока. «Норникель» имеет собственные аварийно-спасательные формирования, готовые к своевременному реагированию на возможные ЧС, что является гарантией предупреждения или смягчения последствий ЧС.

В соответствии с утвержденными Правительством РФ стратегическими направлениями в области трансформации государственного управления можно смело говорить, что наша страна вошла в новую эпоху цифровизации, вслед за государством и крупные компании активно вступают в эту эпоху. Цифровизация является одним из ключевых механизмов, который позволяет выстроить процессы управления в компании, в том числе корпоративной системы обеспечения ЧСиПожБ.

Концептуальное проектирование — это первый этап, который заключается в анализе российского и международного опыта и подготовке самой концепции.

В рамках концептуального проектирования в компании был проведен анализ российского и международного опыта по предупреждению ЧС и совершенствованию контрольно-надзорной деятельности с применением рискориентированного подхода, который позволяет выявить лучшие практики и применить их при создании системы управления.

Опыт по созданию системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Росатом, Единая государственная система РФ), по созданию отдельных элементов системы обеспечения экологической безопасности (Группа НЛМК, ПАО «Газпром», Группа СИБУР), по созданию ситуационно-аналитических центров и центров мониторинга (ФСК ЕЭС, ПАО «РусГидро», ПАО «РЖД»), по созданию системы обеспечения промышленной безопасности (СУЭК), опыт МЧС России по реализации рискориентированного подхода в рамках федерального государственного пожарного надзора, а также опыт использования различных систем управления безопасностью является релевантным для «Норникеля».

Лучшие международные практики управления гидротехническими сооружениями (IRMA), система обеспечения безопасности (ICMM), комплекс систем управления рисками «Безопасный город», реализуемые в РФ, позволяют совершенствовать систему обеспечения ЧСиПожБ «Норникеля».

Концепция системы управления ЧС — важная составляющая при определении функций ДГОпЧСиПожБ. В соответствии с концепцией актуализируются Положения о системах обеспечения, такие как «Положение о системе обеспечения пожарной безопасности», «Положение о системе обеспечения гражданской обороны», «Положение о системе предупреждения чрезвычайных ситуаций».

При разработке концепции учитываются: цели и задачи, требования к системе управления ЧСиПожБ, её структуре и функциям, конкретные решения (организационные, технологические, информационные) в области обеспечения безопасности и верхнеуровневая модель системы управления.

На данном этапе также важно определиться с базовым принципом безопасности (предупреждения ЧС). В «Норникеле» определено, что модель защиты / модель обеспечения безопасности должна соответствовать модели угроз.

Задачей второго этапа является определение перечня и приоритизация объектов контроля. В «Норникеле» на данный момент более 400 ПОО, в том числе ОПО, на которых ведутся горные работы и работы по обогащению полезных ископаемых, процессы обращения с взрывчатыми материалами промышленного назначения, ведутся процессы получения цветных металлов, ХОПО, газовой промышленности, магистральных трубопроводов, складов нефти и нефтепродуктов, сетей газораспределения и газопотребления, а также ГЭС, объекты тепловой энергетики, хвостохранилища, порты.

Приоритизация более 400 объектов позволяет решить задачу, связанную с определением очерёдности (этапности) начала проведения мониторинга и контроля объектов, ключевыми критериями приоритизации являются категории опасности и категории риска.

Показатели мониторинга и контроля — это основной источник данных, который позволяет оперативно управлять объектами. На данный момент в компании «Норникель» определены более 900 показателей, из них около 150 позволяют осуществлять онлайн-мониторинг с помощью IIoT-устройств.

Третьим этапом является моделирование деятельности структурного подразделения. Для правильно выстроенной системной работы подразделения необходима разработка процессной модели и модели данных.

Процессная модель — один из инструментов анализа, актуализации и автоматизации бизнес-процессов компании. Процессная модель строится в специальном инструменте моделирования и представляет собой систему отдельных видов деятельности (бизнес-процессов), направленных на достижение конкретного результата и осуществляющих взаимодействие друг с другом посредством входов и выходов. В качестве входов в процессной методологии могут выступать: информация, документация, человеческие ресурсы. Выходами бизнес-процессов является результат деятельности. 

Разработка целевой модели является основой для проектирования хранилища данных будущей целевой системы управления ЧСиПожБ.

Также на третьем этапе с учетом российского законодательства разрабатываются корпоративные методики оценки уязвимости объектов, которые определяют алгоритмы выявления и оценки рисков возникновения и развития ЧС. Международные стандарты также учитываются в корпоративных методиках, но в части, не противоречащей требованиям законодательства РФ в области ЧСиПожБ.

Вид на Быстринский горно-обогатительный комбинат

Процедура оценки уязвимости объектов позволит компании определить полный спектр угроз нарушения безопасности со стороны объектов контроля с целью предупреждения возникновения ЧС. В процессе оценки уязвимости определяются типовая и объектовая модели угроз.

Например, для ГЭС выделяются 2 ключевых критических элемента: гидрогенератор и гидротурбина. Для гидрогенераторов выделяются техногенные события — пожары, аварии, загрязнение водных объектов, их причинами в том числе могут являться перегрев подпятника или подшипника (недостаточный отвод тепла), невыполнение требования о немедленной разгрузке и отключении от сети гидрогенератора при снижении сопротивления изоляции в цепи возбуждения.

Для предотвращения данных техногенных событий собирается перечень показателей мониторинга и контроля, характеризующий текущее состояние критического элемента, для гидрогенератора осуществляется контроль показателей: уровень масла в маслованнах подпятника и подшипников, температуры подпятника и направляющих подшипников, наличие случаев аварийной остановки гидрогенератора при снижении сопротивления изоляции в цепи возбуждения и другие. Для гидрогенераторов в типовой модели угроз «Норникеля» определены 84 показателя.

На четвертом этапе разработки цифрового продукта необходимо сформировать функциональные требования для автоматизации функций управления.

В соответствии со сформированными требованиями на пятом этапе разрабатывается информационная система «Единый инструментарий управления ЧСиПожБ».

Совершенствование системы обеспечения ЧСиПожБ с учетом моделей оценки уязвимости объектов контроля — актуальная задача не только для горно-металлургических компаний, но и для других отраслей: нефтяной, газовой, энергетики, а также всех компаний — владельцев ПОО.

Цифровизация предупреждения ЧС и рейтингования потенциально опасных объектов позволяет получить более тонкий инструментарий по планированию финансовых средств на снижение угроз и уязвимости объектов и перейти к комплексному подходу к реагированию на возможные угрозы на объекте и, соответственно, к снижению их последствий, что в целом влияет на повышение устойчивости функционирования объектов «Норникеля».

Примечание:

1 Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336»

Exit mobile version