Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Андрей Филатов: «Мама очень сильно переживала»

Перевалы так не похожи
на отроги Уральских гор.
От вершины и до подножий
или взрыв или выстрел в упор…

В абсолютном своем большинстве ограниченный контингент в Афганистане составляла молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в экстремальных обстоятельствах. Водитель управления по автотранспорту АО «АрселорМиттал Темиртау» Андрей Филатов в Афганистан попал на втором году службы в армии – в 1983 году.


– Изначально сказали, что на учения в Таджикистан отправят, – вспоминает Андрей Николаевич, – оказалось – в Афганистан. Нас построили и спросили: все ли имеют желание? Несколько человек вышли из строя, остальные, погрузив на поезд КАМАЗы, отправились до Термеза. Там загрузили в машины продукты, боеприпасы и перешли границу через мост. Три дня шли до Кабула в колонне.

Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. Откуда они – отвага и мужество – в молодых ребятах?

– Страха не было, – говорит Андрей Филатов, – мы не осознавали, что это реальные военные действия, где можно погибнуть. К тому же, наш второй взвод считали счастливым, так как его ни разу не обстреливали. Рейсов было по три-четыре в месяц: в Хайратон, Джелалабад, Кабул. Служба проходила непосредственно в Кабуле. Беспокойство было только перед демобилизацией. Переживали, чтобы ничего не произошло. А вот родители, конечно, были в шоке, когда узнали, что я служу в Афганистане. Мама очень сильно переживала.

По словам Андрея Николаевича, всего, что происходило во время службы в Афганистане, не расскажешь, но есть то, что врезалось в память навсегда:

– Однажды был случай, когда мы чуть не подорвались на мине. Перевозили груз со старшим лейтенантом. По приезду на место узнали, что, если бы проехали через горы немногим раньше, могли погибнуть. Прямо перед нашим проездом по этой дороге ребята сняли фугас. Говорят, что все, кто служил в Афганистане, еще долгие годы просыпаются в холодном поту. У меня такого не было. Да, воспоминания разные, их много. Помню, как переболел Афганской лихорадкой, никогда не забуду красоту гор и жаркую зиму. Но такого, чтобы от воспоминаний в ужас бросало, у меня не было. Сегодня смотрю ролики, фильмы про афганские события, что-то вспоминаем 15 февраля, когда встречаемся с теми, кто служил в Афганистане.

В 1984 году Андрей Филатов вернулся в родной город в Восточно-Казахстанской области (прослужил дольше, потому что не было смены), устроился водителем на автобазу. Женился. В 1990 году семья Филатовых переехала в Темиртау – на родину супруги Ольги.

– Приехав в Темиртау, я сразу устроился в автоцех металлургического комбината, – говорит Андрей Николаевич. – У меня на сегодня 40 лет водительского стажа, хотя думал, что стану железнодорожником, как родители, но сложилось иначе.

Свободное время Андрей Николаевич вместе с дочерью Евгенией предпочитают проводить активно, например, на катке. Часто ездят отдыхать в Восточно-Казахстанскую область к родственникам. И еще, на досуге Андрей Филатов просматривает социальные сети, не теряя надежды найти кого-нибудь из своих сослуживцев.

Exit mobile version