Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Сила «Богатыря» — в людях

cropped-bogatyr03-678x452

Канат Алдабаев, фото Геннадия Дробца

Разрез «Богатырь» — мощь и слава горнодобывающей отрасли Казахстана. Его имя стало неотъемлемой частью названия угольного гиганта — «Богатырь Комир». 30 ноября флагман и гордость страны, крупнейший разрез мира отмечает 51-й день рождения.

Добываемый здесь больше полувека уголь — итог слаженной работы многотысячного коллектива горняков. Именно в людях заключены сила и величие «Богатыря», они его главное достояние.

На общий результат здесь трудятся представители самых разных профессий всех структурных подразделений компании: машинисты экскаваторов и слесари-ремонтники, монтеры пути и водители большегрузных самосвалов, машинисты буровых установок и бульдозеристы, геологи и маркшейдеры, машинисты тяговых агрегатов и электромонтеры, диспетчеры и технологи и многие-многие другие. Люди особой горняцкой породы, каждый из них вносит свою посильную лепту в общее дело — добычу «черного золота» и по праву гордо называет себя богатырцем.

Вместе они — созидательная энергия, придающая движение новому и открывающая горизонты развития.

Историческая справка

Разрез «Богатырь», проектной мощностью 50 млн т угля в год, строился девятью очередями с 1965 по 1979 год. В 1985 году была достигнута максимальная годовая производительность — 56,8 млн т угля. Разрез такой большой единичной мощности был построен впервые в мире и по этому показателю в 1985 году был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Руки, дарящие тепло

Уголь «Богатыря» неизменно ассоциируется с мощными экскаваторами, извлекающими из недр земли миллионы тонн бесценного топлива. А покоряются эти исполины боевым экипажам, посменно выполняющим одно общее дело — добычу угля.

Бригада Бауржана Каржаспаева — одна из первых и уважаемых на разрезе «Богатырь», в ее составе самые опытные и авторитетные машинисты, объединяет она 21 горняка.

Бауржан Каржаспаев, бригадир, машинист-электрик экскаватора СРс(К)-2000 М № 1143 участка добычных работ № 1 разреза «Богатырь». Принял бригаду от знаменитого горняка Арун-Рашид Адиевича Шарипова 1 января 2015 года. Награды: знаки «Шахтерская слава» второй и третьей степени
Темир Ахметов, машинист ротора экскаватора СРс(К)-2000 М № 1143 участка добычных работ № 1 разреза «Богатырь». 60 лет, из них 42 года трудится на разрезе «Богатырь», 30 лет — старшим машинистом. Награды: орден «Курмет», знаки «Шахтерская слава» второй и третьей степени

Почетное право возглавить бригаду Бауржан Калканович принял от прославленного горняка Арун-Рашид Адиевича Шарипова 1 января 2015 года.

— На экскаватор СРс(К)-2000 я попал, как только пришел на разрез, в 1992 году, — говорит Бауржан Калканович. — По образованию я горный электромеханик, но в бытность помощником подменял и машиниста ротора, и погрузки. С 2003 года работаю по своей основной специальности — машинистом-электриком.

Старшим машинистом в одной смене с ним трудится человек, которого он считает своим наставником, — Темир Толеуович Ахметов, машинист ротора. В смене он старший не только по должности, но и по возрасту. В марте этого года Темиру Толеуовичу исполнилось 60 лет, из которых 42 года он трудится на разрезе «Богатырь».

На «сорок третьем» ветеран с 82-го года, и вот уже 30 лет — старшим машинистом.

— Работа у нас, конечно, нелегкая, — говорит Темир Толеуович, — но потому профессия горняка и особенная. И днем и ночью мы отгружаем уголь, только чтобы было тепло и светло в домах людей.

Все, чему за долгие годы работы научился, он сейчас охотно передает молодым.

Не уступает в опыте ему Юрий Тюлегенович Кудабаев, машинист погрузки. На «Богатырь» он пришел в 1985 году, сразу после окончания училища. За это время успел поработать на разных машинах, в том числе легендарном ЭРШРД-5000 № 7. На СРс(К)-2000 М № 1143 приняли в 1998 году, начинал помощником, а восемь лет назад стал машинистом.

— Сколько отгрузил угля за все время работы? Точно не скажу, — смеется Юрий Тюлегенович. — Наверное, уже не один миллион.

Бригада Каржаспаева

Равняясь на своих более опытных товарищей, трудятся помощники машинистов Дмитрий Бурилов и Александр Арефьев, еще пару лет назад электрослесари цеха по ремонту горного оборудования. Работу они совмещают с учебой на курсах подготовки машинистов, тут же проходят практику — пробуют силы, чтобы когда-нибудь самостоятельно управлять машиной. Сообща бригада Каржаспаева решает все проблемные вопросы и делает так, что «сорок третий» всегда в работе.

Юрий Кудабаев, машинист погрузки экскаватора СРс(К)-2000 М № 1143 участка добычных работ № 1 разреза «Богатырь». Работал на легендарном экскаваторе ЭРШРД-5000. На СРс(К)-2000 М № 1143 с 1998 года, машинистом погрузки стал восемь лет назад. Награды: знаки «Шахтерская слава» второй и третьей степени
Ныгметжан Таукенов (слева), бригадир, машинист экскаватора ЭКГ-8у № 3401 участка вскрышных и отвальных работ № 3 разреза «Богатырь». Вся трудовая биография связана с вскрышным комплексом. Начинал на участке отвальных работ № 2 разреза «Степной», сейчас — на УВиОР № 3 разреза «Богатырь». Награды: знак «Шахтерская слава» третьей степени; звание «Почетный работник угольной промышленности»
Бекболат Нургалиев (справа), помощник машиниста экскаватора ЭКГ-8у № 3401 участка вскрышных и отвальных работ № 3 разреза «Богатырь». Стаж работы на экскаваторе — 12 лет: самый опытный и старший среди помощников машинистов экскаватора ЭКГ-8у № 3401. Награды: знак «Шахтерская слава» третьей степени

Чтобы извлечь уголь…

Разрез — это не только угольный забой, но и вскрыша. Экипажи задействованных здесь ковшовых экскаваторов открывают путь к несметным залежам угля. Одна из таких команд — бригада Ныгметжана Таукенова.

Погрузка угля в железнодорожный состав экскаватором ЭКГ-8у № 3401

На вскрышном комплексе Ныгметжан Жумабаевич работает на протяжении всей своей трудовой биографии, а это без малого 40 лет. Начинал он на участке отвальных работ № 2 разреза «Степной» помощником машиниста экскаватора ЭКГ № 3618. В 1991 году перешел на экскаватор ЭКГ-8у № 3401, которым управляет и сегодня.

— Можно сказать, я работаю на нем почти с самого запуска: в тот момент, когда меня приняли сюда, машина была в эксплуатации всего полтора года, — говорит Ныгметжан Жумабаевич.

И хотя закреплен «первый» за участком вскрышных и отвальных работ № 3, приходит он на помощь и «добычникам», ведь их объединяет общее дело. Да и с коллективом, какой сложился в бригаде Таукенова, любая работа по плечу.

Момент погрузки угля на конвейер экскаватором СРс(К)-2000 М № 1143

— Я горжусь тем, что работаю с такими парнями, как машинисты Дмитрий Гущин, Алексей Сытник, Андрей Корниец, помощники машинистов Бекболат Нургалиев и Абай Сакенов, — отмечает он. — В бригаде нас 10 человек, вместе мы уже работаем не первый год, у большинства стаж не один десяток лет. Даже у самого молодого за плечами семь лет работы на экскаваторе.

В смене бригадира сегодня трудится помощник машиниста экскаватора Бекболат Нургалиев, подменяет приболевшего товарища. Для горняков взаимовыручка — это незыблемая норма. Другие здесь не работают.

Бекболат самый старший и наиболее опытный среди помощников машинистов. На разрезе с 1994 года, около 10 лет работал монтёром пути на участке «Путь № 1», после окончания курсов перевёлся на ЭКГ № 3648 помощником машиниста. На ЭКГ-8у № 3401 трудится с 2012 года.

Exit mobile version