Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Геотехнический радар CHCNAV: работа в сложных российских климатических условиях

Медведев Алексей, управляющий директор ООО «ГЕОСУППОРТ»

Брагин Александр, директор по развитию АО «ПРИН»

Геотехнический радар представляет собой инновационное оборудование, предназначенное для эффективного мониторинга деформаций и стабильности горных выработок, в том числе бортов карьера. Этот технологический инструмент становится все более востребованным в горнодобывающей промышленности благодаря своей высокой точности и эффективности.

Георадар PSSAR-2000, выпущенный китайской компанией CHCNAV, представляет собой передовое оборудование для геотехнического мониторинга, способное точно отслеживать деформации бортов карьеров. Этот георадар является ключевым инструментом в решении задач по обеспечению безопасности и эффективности горных работ. Дилером и интегратором георадара PSSAR-2000 в России выступает компания ГЕОСУППОРТ.

Георадар CHCNAV

Геотехнический радар PSSAR-2000 от компании CHCNAV представляет собой передовое оборудование, специально разработанное для мониторинга деформаций в горных выработках, включая борта карьеров. Этот радар обладает широким функционалом, позволяющим проводить сканирование с высокой точностью и скоростью. С его помощью можно осуществлять сканирование в области 360 градусов по азимуту и до 60 градусов по возвышению. Радар обеспечивает дальность сканирования до пяти километров и оперативное выполнение сканирования менее чем за 30 секунд. Радар остается надежным и функциональным даже в экстремальных условиях, работая в температурном диапазоне от минус 50 до плюс 55 градусов.

Система включает в себя сканирующий модуль, который весит 25 кг и обеспечивает высокую детализацию данных с разрешением 5 на 0,3 метра на расстоянии в тысячу метров (рис. 1).

Рис. 1. Георадар CHCNAV/ГЕОСУППОРТ на мобильной платформе с АКБ

Радар может быть установлен как на стационарной, так и на мобильной платформе, включая возможность использования дизель-генераторов, аккумуляторов и солнечных панелей для обеспечения энергии. Интерфейс георадара выполнен на русском языке, интуитивно понятен и предоставляет все необходимые данные и графики для анализа деформаций и других параметров мониторинга.

Испытания и тестирование на территории России

В 2023 году геотехнический радар успешно прошел испытания на различных горнодобывающих предприятиях России, демонстрируя свою эффективность и точность в мониторинге деформаций.

Первым из примеров таких испытаний является использование радара на золоторудном месторождении в Красноярском крае, где температура достигала минус 50 градусов (рис. 2).

Рис. 2. Геотехнический радар CHCNAV, стационарная установка

Данный кейс испытаний и тестирования георадара PSSAR-2000 представляет собой важный этап в его применении в реальных условиях. В ходе испытаний, проводившихся в период с января по май, георадар был установлен и настроен на стационарном пункте на южном борту карьера (рис. 3).

Рис. 3. Схема сканирования

Зона сканирования составляла примерно 270 градусов, что обеспечивало полное покрытие интересующей территории. Интерфейс георадара обеспечивал удобное сканирование как с использованием подложки из ЦММ, так и без нее, а встроенная система анализа данных позволяла выделять зоны особого интереса и проводить детальный анализ данных.

Особенно важным для понимания эффективности георадара PSSAR-2000 было сравнение его параметров с аналогичным оборудованием с реальной апертурой от западных производителей. Размер пиксела у георадара PSSAR-2000 составлял всего лишь полтора квадратных метра (5 м х 0,3 м) на расстоянии 1 километра, что значительно превосходит аналогичные параметры конкурентов, позволяя обеспечивать более высокую точность и детализацию сканирования (рис. 4, 5).

Рис. 4. Сравнение графиков накопленной деформации
Рис. 5. Сравнение графиков скорости деформации

Таким образом, испытание и тестирование георадара PSSAR-2000 в Красноярском крае подтвердили его высокую эффективность и применимость.

Одним из значимых этапов тестирования георадара PSSAR-2000 было его применение на угольных разрезах в Кузбассе.

Первое тестирование проходило с июля по август, и его целью было оценить работоспособность георадара в реальных условиях деятельности угольного предприятия. Ширина зоны сканирования составляла 4 километра, что обеспечивало полное покрытие сканируемого борта. В ходе тестирования были выделены три зоны для мониторинга, что позволило провести детальный анализ данных и оценить состояние каждого участка (рис. 6).

Рис. 6. Карта деформации угольного разреза с выделенными зонами интереса

Ключевым моментом второго тестирования на другом угольном разрезе в Кузбассе было сравнение георадара PSSAR-2000 с европейским радаром с синтезированной апертурой. Оба геотехнических радара применяют идентичную технологию сканирования и имеют схожие параметры и использовались для сканирования одной зоны интереса. При сопоставлении данных обоих радаров было выявлено, что они показали идентичные результаты по накопленному смещению, что свидетельствует о высокой достоверности и точности георадара PSSAR-2000, не уступающих лучшим мировым аналогам (рис. 7).

Рис. 7. Сопоставление тепловых карт деформации двух георадаров

Графики деформации и скорости, полученные в ходе тестирования, демонстрируют четкую корреляцию и высокую детализацию данных, что является ключевым показателем эффективности георадара PSSAR-2000 в условиях мониторинга геотехнических параметров бортов карьера (рис. 8, 9).

Рис. 8. Сравнение графиков накопленной деформации
Рис. 9. Сравнение графиков скорости деформации

В рамках тестирования георадара PSSAR-2000 на территории Мурманской области специалисты компании ГЕОСУППОРТ проводили испытания на апатитовом месторождении с сентября по декабрь. Температуры при этом падали до минус 30 градусов (рис. 10).

Рис. 10. Интерфейс сканирования CHCNAV — Viewer

Ключевым моментом в успешных испытаниях является техническая поддержка со стороны китайских партнеров CHCNAV. Адаптация и оптимизация оборудования являются продуктом тесного взаимодействия производителя и специалистов, постоянно работающих с этим оборудованием «в полях». Постоянное сопровождение и консультации со стороны китайских разработчиков и многолетний опыт команды ГЕОСУППОРТ по эксплуатации различных георадаров на территориях Крайнего Севера оказались неоценимыми в условиях суровой арктической зимы (рис. 11).

Рис. 11. Гэвин Сонг и Люмос Жанг (оба — CHCNAV) на запуске георадара в промышленную эксплуатацию, Кузбасс, ноябрь 2023 г.

Последнее на момент написания статьи испытание проводилось на золотомедном месторождении в Забайкальском крае с октября по декабрь. Средние температуры опускались до минус 42 градусов, что представляло серьезный вызов для любого оборудования (рис. 12).

Рис. 12. Сканирование участка карьера

В рамках испытаний были выбраны четыре позиции для мониторинга: две на карьере для отслеживания деформаций бортов, одна на дамбе хвостохранилища и одна на отвале. Георадар успешно сканировал эти позиции и передавал данные через интерфейс для анализа и обработки (рис. 13).

Рис. 13. Сканирование участка дамбы хвостохранилища

Георадар PSSAR-2000 вновь продемонстрировал свою надежность и высокую производительность в условиях сурового зимнего климата Забайкальского края. Его способность работать при экстремальных температурах и предоставлять точные данные о деформациях позволяет оперативно реагировать на любые изменения в состоянии горного массива.

Разрешительные документы и сертификаты на георадар

Получение необходимых сертификатов для геотехнического радара — это сложный, но важный этап, который требует времени и усилий. Этот процесс обеспечивает соответствие устройства строгим нормам и стандартам безопасности, что, в свою очередь, гарантирует его надежность и эффективность при использовании. Для успешного завершения этого этапа необходимо пройти через несколько этапов и проверок, включая анализ технических характеристик, испытания на безопасность и электромагнитную совместимость, а также оценку соответствия стандартам качества и надежности.

Получение сертификатов и лицензий для радара является неотъемлемой частью процесса его внедрения и использования на практике. Эти документы подтверждают, что устройство соответствует всем требованиям точности и стандартам безопасности, установленным в стране, где будет использоваться. Без такой сертификации устройство может быть ограничено в своих возможностях и даже не допущено к использованию.

АО «ПРИН», являющееся представительством компании CHCNav в России, совместно с компанией ГЕОСУППОРТ отвечают за получение всех необходимых сертификатов и лицензий для внедрения и использования радара на территории страны. Это важное сотрудничество между китайским разработчиком и российским дилером обеспечивает успешное внедрение и использование геотехнического радара на различных объектах и территориях в России.

Первые кейсы ввода георадара CHCNAV в промышленную эксплуатацию на территории РФ

Важным итогом проделанной в течение прошлого года работы стали первые официальные поставки и ввод георадаров CHCNAV в промышленную эксплуатацию.

Первые три георадара были запущены на двух угольных разрезах в Кузбассе в ноябре-декабре 2023 года (рис. 14).

Рис. 14. Георадар CHCNAV/ГЕОСУППОРТ на угольном разрезе в Кузбассе

Четвертый георадар введен в эксплуатацию на золоторудном месторождении в Магаданской области в феврале 2024 г. (рис. 15, 16).

Рис. 15. Георадар CHCNAV/ГЕОСУППОРТ на золоторудном карьере в Магаданской области
Рис. 16. Командное фото ГЕОСУППОРТ и специалистов заказчика

Успешное внедрение геотехнического радара CHCNAV на угольных разрезах в Кузбассе и на золоторудном месторождении в Магаданской области является ярким примером сотрудничества между отечественными и китайскими компаниями в области технологий геотехнического мониторинга. Эти кейсы подчеркивают не только эффективность и надежность оборудования CHCNAV, но и готовность отечественных компаний к работе с китайскими поставщиками. Такие партнерства способствуют развитию инфраструктуры и модернизации производственных процессов в России, а также укрепляют позиции обеих стран на мировом рынке геотехнических технологий.

Exit mobile version