Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Газовые перспективы для горняков

cropped-4o4a9939-1-1-678x381
4o4a9939-1-678x452

За последние несколько лет федеральные чиновники во главе с президентом РФ Владимиром Путиным акцентировали внимание бизнеса на теме перевода техники на экологичное газомоторное топливо. В случае с общественным транспортом и коммунальными машинами загвоздка стояла в отсутствии инфраструктуры для повсеместного использования. Эту проблему пытаются решить за счёт принятой госпрограммы. Российские же владельцы карьерных самосвалов столкнулись не только с вопросом строительства собственных заправочных станций на предприятиях, но и с отсутствием готовых образцов тяжёлой техники, оборудованных для использования газа. Одной из первых на призыв федеральных чиновников откликнулась «Русская медная компания». Уже сегодня на Михеевском ГОКе в Челябинской области работают карьерные самосвалы, переоборудованные для использования СПГ. Здесь же была создана передвижная станция для заправки техники.

Установка на СПГ

Весной 2020 года премьер Михаил Мишустин утвердил постановление Правительства РФ о внесении изменений в Госпрограмму «Развитие энергетики». Документ, в том числе дополнен подпрограммой «Развитие рынка газомоторного топлива (ГМТ)», которая будет действовать вплоть до конца 2024 года. На развитие инфраструктуры и производство техники на ГМТ из федерального бюджета планируют выделить около 19,3 млрд рублей.

По прогнозам аналитиков «Сколково» и целевых параметров развития госпрограммы, уже в текущем году газомоторное топливо в России займёт новые ниши, в которых ещё несколько лет назад газ не использовали в принципе. Речь идёт о морском, речном и железнодорожном транспорте, а также карьерной и сельскохозяйственной технике. Причём этот сегмент в первую очередь нацелен на применение сжиженного природного газа (СПГ), а не более распространённого в стране компримированного (КПГ) топлива. Разработчики госпрограммы считают, что к 2024 году инфраструктура газовых заправочных станций увеличится почти в 4 раза, в том числе за счёт появления на промышленных предприятиях нового типа КриоАЗС, подающих СПГ.

Экономия до 50%

Одой из первых к работе по переводу карьерных самосвалов на экологичное топливо подключилась «Русская медная компания». В 2020 года программа стартовала на Михеевском горно-обогатительном комбинате (АО «Михеевский ГОК», Челябинская область, входит в Группу РМК). Общий объем инвестиций в компании оценили в 318 млн рублей.

Оборудованием оснастят двенадцать 186-тонных карьерных самосвалов Komatsu. Эту модель самосвала переведут на два вида топлива – дизельное и газомоторное, именно для работы на месторождениях Челябинской области. Внесённые изменения в топливную систему машин не повлияют на их мощность. «Это даёт возможность двигателю самосвала мощностью 2 тысячи лошадиных сил работать на газодизельной смеси. Это позволяет экономить от 30 до 50 % топлива»,- рассказал об эффекте от модернизации заместитель главного инженера Михеевского ГОКа по автотранспорту и горной технике Денис Горюнов.

На высшем уровне

Установку на усиление работы по переводу техники на газомоторное топливо дал Президент РФ Владимир Путин. В 2019 году в традиционном послании Федеральному Собранию глава государства отметил, что необходимо переводить грузовую и пассажирскую технику на более чистые экологические решения. «В том числе призываю бизнес активнее участвовать в проектах по развитию рынка газомоторного топлива, инвестировать в создание сети заправок и топливных систем, использующих, в частности, сжиженный природный газ»,- подчеркнул президент.

Несмотря на то, что со стороны органов власти нет прямых подзаконных актов, требующих перевода техники на ГМТ, представители ответственного бизнеса взялись за работу по собственной инициативе. В случае с РМК основной упор инвестпрограммы был сделан на экологичность. Переоборудование карьерных самосвалов позволят снизить выбросы выхлопных газов в атмосферный воздух. При сгорании сжиженный природный газ не выделяет твёрдых частиц и сернистых соединений. Кроме того, он производит меньше угарного газа, чем другие виды топлива.

Для эксплуатации обновлённой техники на Михеевском ГОКе появится специальная газозаправочная станция. Она будет состоять из двух передвижных цистерн общим объёмом 47 кубических метров. Это позволит оперативно заправлять автосамосвалы газом непосредственно в карьере. После пробного использования обновлённых самосвалов РМК примет решение о переоборудовании остального парка карьерной техники комбината.

Exit mobile version