Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Реновация диспетчеризации

cropped-polmetall-bgp-02

В Восточном Казахстане на Бакырчикском горнодобывающем предприятии на проекте «Кызыл» в полевых условиях тестируется собственная разработка компании Polymetal — автоматизированная система диспетчеризации (АСД), которая позволяет контролировать полный цикл работы карьера. Система обеспечивает повышение безопасности работ и эффективности управления горной техникой, оптимизацию производства, экономию ресурсов.

Единый стандарт

Идея автоматизированного координирования производства не нова, но IT-специалисты Polymetal разработали авторскую технологию, которая позволит заменить действующую модель стороннего производителя. Большая часть функционала уже действует на предприятии. В компании, промышленные объекты которой расположены в Казахстане и России, АСД призвана стать одним из элементов корпоративной культуры, стандартом управления процессом.

Повсеместная цифровизация отражается на ведении горных работ. С развитием технологий даже управление современной большегрузной техникой становится высокоинтеллектуальной задачей. Горняки в своей деятельности активно используют различные автоматизированные системы управления технологическим процессом.

Специфика работ в промышленном периметре диктует свое сценарное моделирование. На Бакырчикском горнодобывающем предприятии ведут инженерный анализ данных автоматической диспетчеризации, чтобы упростить технологический процесс.

«Эксплуатация карьера открытых горных работ предполагает годовую выдачу 25 млн куб. м вскрыши и 2 млн т руды. Это серьезный объем, и АСД помогает оперативно управлять процессом, — говорит начальник карьера БГП Владимир Тишик. — Вся техника в карьере оснащена оборудованием для передачи данных. С самосвалов в автоматическом режиме поступают сведения о весе груза, скорости, местоположении, уровне топлива в баке. Это позволяет определить, где находится техника, и обеспечить быстрый анализ, сколько горной массы вывезли из карьера за час, день, неделю, месяц. У машинистов самосвала в кабине установлены устройства с монитором, куда поступают данные в режиме реального времени. Персонал работает, опираясь на эти сведения».

Диспетчерский пульт представляет собой электронную карту, где в режиме реального времени отображаются горные работы. Диспетчер может видеть работу каждого самосвала или экскаватора в движении. Кроме того, отчеты о количестве рейсов теперь составляются системой автоматически. А диспетчер может сосредоточиться на анализе текущего процесса и предупреждении нежелательных ситуаций, таких как простои.

По словам сотрудников предприятия, с использованием АСД существенно ускорились сбор и обработка данных. Также система дала возможность снизить или исключить совсем затраты на проведение многих вспомогательных операций. Повысилась производительность работ.

Адаптация под задачи

На БГП систему диспетчеризации отстраивают под себя и внедряют новый функционал. Каждый технологический процесс в коллективе пристально анализируют, чтобы убрать дублирующие операции, рационально использовать горное оборудование и рабочее время.

Так, например, сотрудники предприятия решили улучшить программу взвешивания груза.

Команда IT-специалистов разработала уникальный принцип передачи веса от самосвала на экскаватор и создала программное обеспечение для работы этих «онлайн-весов». Когда самосвал подъезжает к экскаватору, они соединяются по Wi-Fi, и система с автомобиля передает данные о полученном грузе на монитор машиниста. Так отгрузка ведется гораздо точнее, ведь машинисту не приходится на глаз оценивать вес ковша.

Оправдать ожидания

Большие ожидания на АСД сотрудники возлагают и в части модуля распределения самосвалов. Система будет в автоматическом режиме, исключающем человеческий фактор, распределять горную технику по наиболее эффективному алгоритму. Ей понадобятся считаные секунды, чтобы принять решение, основанное на анализе таких данных, как плечо карьера, сложность забоя, скорость загрузки и передвижения машин и т. д.

«Это будет набор команд для самосвалов, под какой экскаватор встать на погрузку, — поясняет Владислав Черепанов, начальник отдела информационных технологий и связи БГП. — После каждой выгрузки водителю приходит от АСД задача двигаться к определенному экскаватору — система уже проанализировала данные и выбрала оптимальный вариант. У сотрудника на мониторе выстраивается подробный маршрут по карте карьера, вплоть до описания, в каком состоянии дорога. Водителю, получившему такое задание, предстоит лишь придерживаться заданной траектории».

Кроме того, АСД сама будет выдавать электронные бланки наряд-заданий, куда какой транспорт направить так, чтобы техника использовалась наиболее эффективно. Сегодня этим занимаются горный мастер и начальник участка. Система облегчит их работу и позволит сосредоточиться на других приоритетных вопросах.

Exit mobile version