Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Восточная горнорудная компания: создать единое геоинформационное пространство

cropped-vgk-03-678x381

Предприятие ежегодно наращивает объемы добычи и отгрузки угля, внедряет новые информационные технологии и при этом уделяет особое внимание обеспечению промышленной и экологической безопасности региона присутствия

Восточная горнорудная компания, ведущая свою историю еще с 1987 года, на сегодняшний день является основным производителем энергетических марок угля с добычей на Сахалине. Кроме того, предприятие занимает лидирующие позиции в рейтинге ведущих экспортеров бурого угля в страны АТР.

Свою миссию в компании определяют так: внося вклад в обеспечение ключевых потребностей человечества в свете, тепле и энергии, мы развиваем свой бизнес с высокой ответственностью перед природой, территориями присутствия, сотрудниками, а также обществом в целом.

О том, каких результатов предприятию удалось достичь в 2019-м и что в компании запланировали на год нынешний, рассказываем подробно в материале далее.

9,1 млн т твердого топлива

Как рассказали представители Восточной горнорудной компании (ВГК), производственные площадки предприятия ежегодно наращивают производственные мощности. Значительные инвестиции вкладываются в развитие Солнцевского угольного разреза и угольного морского порта Шахтерск. В 2019 году Солнцевский угольный разрез серьезно увеличил объемы добычи угля: предприятие добыло 9,1 млн т твердого топлива, что на 1,6 млн т выше показателя 2018 года. Угольный морской порт Шахтерск отгрузил около 8,8 млн т угля, что на 17 % больше объема, переваленного за аналогичный период прошлого года.

Создание цифрового горного предприятия

В 2019 году на Солнцевском угольном разрезе началось внедрение горно-геологической информационной системы Micromine. Данная система является одной из передовых в горно-геологическом деле. С помощью нее была создана точная 3D-модель Солнцевского месторождения. Полученная модель позволяет выполнять планирование горных работ на любой период. Она дает полное представление не только о поверхности, но и о структуре запасов месторождения на всю разведанную глубину: залегании угольных пластов, объемах запасов, качественных показателей угля и физико-механических характеристик вскрышной породы.

Новая цифровая модель карьера предназначена для более точного прогнозирования перспективы разработки месторождения и позволяет эффективнее реализовывать планы компании по добыче угля на Солнцевском угольном разрезе, оперативно выбирать наиболее оптимальный вариант проведения горных работ. Это позволяет компании перейти на совершенно новый уровень работы, оптимизировать процесс краткосрочного планирования горных работ, сделать его более качественным и оперативным, с учетом множества факторов.

Внедрение горно-геологической информационной системы Micromine — это очередной шаг ВГК на пути к созданию единого геоинформационного пространства, которое позволяет совершенствовать процессы, связанные с добычей угля и достижением новых, более амбициозных производственных показателей.

Важной частью проекта по созданию цифрового горного предприятия стало внедрение на Солнцевском угольном разрезе автоматической системы диспетчеризации «Карьер». Ее цель — оптимизация процессов, влияющих на эффективность работы разреза. На все мобильные объекты, обеспечивающие работу на горном предприятии, были установлены датчики и оборудование для работы в единой системе управления транспортом.

Нововведения предназначены для контроля объемов и времени погрузки, расхода топлива, оптимизации циклов работы карьерной техники — как своей, так и подрядных организаций. Данное технологическое решение не только позволяет значительно увеличить производительность оборудования и улучшить контроль за режимами его эксплуатации, но и обеспечивает предприятие массивом статистических данных, анализ которых открывает безграничные возможности для постоянного роста эффективности производственного процесса.

Главная ценность компании — люди

Безопасность жизни и здоровья работников предприятия в процессе трудовой деятельности — на первом месте. На Солнцевском угольном разрезе введен целый ряд мероприятий по охране труда и обеспечению промышленной безопасности. Среди них — проведение регулярных медицинских осмотров, аттестация рабочих мест, обеспечение спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.

На предприятии оборудован специальный учебный класс, в котором проводятся инструктажи, подготовка по вопросам охраны труда и промышленной безопасности с применением обучающе-контролирующей системы «Олимпокс». Также с помощью специального тренажера-манипулятора ведется обучение и проверка практических навыков по вождению и правильному действию в технологическом процессе водителей автосамосвалов. На территории разреза оборудован медицинский блок для проведения предсменного и послесменного осмотра, оказанию медицинской помощи.

Важная часть программы по повышению уровня производственной безопасности на предприятии — создание вспомогательной горноспасательной команды для локализации и ликвидации первых последствий возможных аварий. Весь состав команды систематически проходит теоретическую и практическую подготовку. На занятиях в учебном классе изучаются особенности объектов, методы оказания первой помощи, правила эксплуатации оборудования.

Навыки проверяются в формате тренировки в условиях, максимально приближенных к реальным. Эффективные профилактические меры и соблюдение правил охраны труда направлены на предотвращение возникновения аварийных ситуаций. В компании уверены, что добиться устойчивого прогресса в области охраны труда и промышленной безопасности можно только при условии сознательного повышения культуры безопасности со стороны всех работников.

Модернизация основного горнотранспортного оборудования — одна из важных составляющих стратегии развития компании

На предприятии отмечают, техническое перевооружение с целью модернизации основного оборудования проводится ежегодно. Компания приобретает только самую современную высокопроизводительную технику как отечественного, так и зарубежного производства. Это позволяет достигать более высоких показателей по добыче угля.

В 2019 году в развитие производственных мощностей Солнцевского угольного разреза было вложено свыше 7 млрд руб. Инвестиции направили на обновление парка основного горнотранспортного оборудования. Было приобретено 49 единиц техники российского и зарубежного производства. Численность горнотранспортной техники разреза пополнили шесть экскаваторов, два грейдера, семь бульдозеров и 34 автосамосвала.

Одним из важных приобретений стал экскаватор российского производства ЭКГ-20. На территории Солнцевского угольного разреза первый экскаватор отечественного производства приступил к работе весной прошлого года. Главное отличие экскаватора от аналогов — измененный объем ковша. С учетом характеристик местных пород он был увеличен со стандартных 20 до 22 кубических метров.

Качественные изменения также направлены на повышение надежности, ресурса машины и безопасности проводимых работ. Высота машины — 17,6 м, ширина — более 12 м, вес — 800 т. В сравнении с электрогидравлической техникой ЭКГ-20 позволяет снизить стоимость выемки вскрышной породы в среднем в 2–3 раза. Годовой объем вскрыши, выполняемый экскаватором, составляет 7,5 млн куб. м. Сегодня это самый крупный представитель карьерной техники на Сахалине.

Транспортный парк разреза также пополнили пять гусеничных, два колесных бульдозера Komatsu и два грейдера японского производителя. К работе на разрезе приступили пять экскаваторов марок Komatsu и Hitachi. Парк автосамосвалов пополнили 34 новых единицы техники: 25 БЕЛАЗов грузоподъемностью 220 и 130 т и девять машин марки Komatsu грузоподъемностью 90 т. Техника отвечает самым жестким международным экологическим требованиям.

Спрос на уголь у азиатских стран стабилен

В прошлом году на мировом рынке наблюдалось значительное снижение цен на уголь. Но на деятельность ВГК это не повлияло, так как сбытовая сеть компании хорошо диверсифицирована и естественные колебания рынка не отражаются на возможности стабильных продаж. Дело в том, что компания работает с крупнейшими потребителями угля в мире — странами АТР. Предприятие имеет долгосрочные контракты по поставкам в Китай, Республику Корея, Японию, Вьетнам. В 2019 году начались большие поставки на индийский рынок, благодаря тому что у компании появилась возможность загружать крупнотоннажные суда.

Спрос на уголь со стороны азиатских стран стабилен, и такие потребители, как Япония и Корея, не имея своих запасов угля, полностью зависят от импорта. Около 30 % электроэнергии в этих странах производится на угольных электростанциях. Солнцевский уголь пользуется хорошим спросом в Азии, особенно за счет низкого содержания серы. Это важный фактор, поскольку экологические нормы во всем мире ужесточаются.

Запуск работы АЗС — решение серьезной проблемы территории

Восточная горнорудная компания — социально ответственное предприятие. И регулярно реализует проекты, значимые для региона присутствия и для людей, здесь проживающих.

Одним из наиболее значимых социально ориентированных проектов компании, реализованных в 2019 году, стал запуск новых АЗС в Углегорском районе. Новые заправочные станции — серьезная инициатива компании на пути к решению проблемы доступности качественного топлива для жителей Углегорского района. Эту работу компания проводит за счет собственного финансирования в рамках социального партнерства с местной администрацией и инвестиционного проекта по созданию топливообеспечивающей инфраструктуры на территории своего присутствия.

В настоящий момент установлены четыре современных АЗС: по одному объекту в Бошняково и Шахтерске, два — в районном центре. Топливо для заправочных станций доставляется напрямую с базы основного поставщика — ООО «РН-Востокнефтепродукт». В постоянной продаже АЗС присутствуют три вида наиболее востребованных нефтепродуктов: бензин марок АИ-92 и АИ-95, а также дизельное топливо. При этом стоимость топлива на всех АЗС компании сохраняется на самом низком в Углегорском районе уровне. На заправочных станциях действует система контроля за точностью работы топливораздаточных колонок. Для исключения недолива топлива регулярно проводится контрольная «проливка» оборудования с помощью сертифицированного мерника. Одно из главных преимуществ углегорских и шахтерской АЗС — независимость от человеческого фактора.

Станции функционируют без операторов, в режиме самообслуживания. Это делает более возможным круглосуточный и беспрерывный график их работы, создает дополнительные удобства для автовладельцев. Расположенные в Углегорске АЗС имеют усовершенствованную систему оплаты топлива. Они дополнительно оснащены бесконтактной технологией платежей PayPass, которая сокращает время водителей на заправочные мероприятия.

Для обеспечения постоянного наличия топлива на АЗС увеличен парк спецтехники. Приобретены пять седельных тягачей Skania, пять полуприцепных цистерн и автомобиль марки КамАЗ с прицепом для доставки бензина. Это позволило использовать разные автомобили для перевозки нефтепродуктов, чтобы исключать риски смешивания топлива и сохранять его высокое качество.

А впереди — реализация уникального для страны проекта

Планы компании на 2020-й — тема отдельная. В текущем году ВГК приступает к строительству магистрального угольного конвейера длиной 23 км, который соединит Солнцевский угольный разрез и порт Шахтерск. Он станет не только самым протяженным в России, но одним из самых технологичных и экологичных в мире.

Конвейер позволит отказаться от перевозок угля автомобилями, улучшив тем самым и экологию района. По итогам конкурса поставщиком оборудования стала французская компания RBL-REI SA, мировой лидер в области инжиниринга подобных систем. Производительность конвейера будет достигать 4 200 т/ч при ширине ленты 2 000 мм, двигающейся со скоростью 5,5 м/с.

На каждом из двух основных длинных изогнутых отрезков устанавливаются приводные станции мощностью 8 000 кВт. Реализация уникального для России проекта осуществляется благодаря притоку инвестиций в режиме Свободного порта Владивосток, действие которого распространено на Углегорский район. Необходимые инвестиции оцениваются в 10 млрд руб.

Согласно комплексной стратегии развития Восточной горнорудной компании, строительство магистрального угольного конвейера является одной из ключевых мер по дальнейшему увеличению добычи и отгрузки угля на территории Углегорского района. В перспективе компания планирует выйти на добычу и отгрузку 20 млн т угля в год.

Exit mobile version