Кучик А. С., главный инженер проекта
В 2025 г. ЗАО «Солигорский Институт проблем ресурсосбережения с Опытным производством» реализовал проект по поставке и вводу в эксплуатацию многоканатной шахтной подъёмной машины (далее — ШПМ) для проекта реконструкции ствола № 3 рудника 4РУ ОАО «Беларуськалий».
Постановка задачи
Проект реконструкции включал в себя демонтаж старой ШПМ, усиление верхней отметки копра, монтаж новой ШПМ.
Привод канатоведущего шкива (далее — КВШ) старой ШПМ имел два преобразовательных агрегата в составе синхронного двигателя и генератора постоянного тока с тиристорным возбудителем. Скорость вращения регулировалась изменением напряжения генераторов блочной системой регуляторов аналогового действия. Каждый двигатель имел свои подшипниковые опоры и соединялся с КВШ посредством зубчатой муфты.
Решение специалистов
Для повышения производительности ШПМ, а также повышения её надёжности была изменена концепция и конструкция привода КВШ.
В новой ШПМ КВШ приводится во вращение двумя синхронными электродвигателями консольного исполнения, роторы которых жёстко крепятся к валу КВШ (см. рис. 1). Управление двигателями осуществляется посредством преобразователей частоты.
Преимущество данной системы состоит в более высоком КПД, уменьшении затрат при эксплуатации, повышенной перегрузочной способности, компактности.
Установка роторов консольных электродвигателей на вал КВШ увеличивает нагрузку на опоры, в связи с этим была реализована схема подшипников скольжения с повышенной несущей способностью и двумя контурами смазки с резервированием на каждый.
Данное решение позволяет снизить потери на трение, заменив процесс качения на гидропланирование вала в подшипниковых опорах, осуществить надёжное охлаждение и смазку.
Силами специалистов ЗАО «Солигорский Институт проблем ресурсосбережения с Опытным производством» была решена задача не только по замене устаревшей ШПМ, но и применены новейшие инженерные решения для продления срока эксплуатации машины, повышения КПД и других важных технических характеристик по всему проекту.
Устаревшая система барабанного тормоза была заменена дисковой с реализацией защит и блокировок согласно действующим нормам, в том числе защиты от проскальзывания каната.
Чтобы равномерно распределить нагрузку на отметку копра, система подшипниковых опор и тормоза установлены на общую массивную раму.
Для обеспечения надёжности и долгой ходимости футеровки в проекте применялись футеровочные колодки из высокомолекулярного полиуретана.
Подтверждённая техническая характеристика проекта представлена в табл. 1.
Общий вид КВШ с приводом представлен на рис. 3.
С целью более полного информирования потребителей, клиентов и партнёров о предприятии и выпускаемой продукции создан и функционирует интернет-сайт www.sipr.by
Реклама ЗАО «Солигорский Институт проблем ресурсосбережения с Опытным производством»
УНП 600024102 erid: 2SDnje3xvD4
223710, Республика Беларусь, Минская область, г. Солигорск, ул. Козлова, 69
Тел./факс: +3 (75174) 33-00-24
E-mail: market.export@sipr.by