Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Распадская: курс — на цифровые технологии

cropped-raspadskaya5-678x381

Ольга Щербакова

Цифровые проекты масштабно внедряются на всех предприятиях Распадской угольной компании

Цифровизация производства сегодня — главный вектор развития, подчёркивают в Распадской угольной компании. Реализуют и внедряют новшества кросс-функциональные команды, в составе которых и производственники, и специалисты ИТ-сферы, и бизнес-трансляторы — менеджеры бизнес-системы ЕВРАЗа, которые помогают формировать проекты и достигать эффекта. А основные идеи генерируют сами работники.

Система видит каждый болт

Сегодня в копилке более 20 цифровых проектов. Один из флагманов Распадской угольной компании в освоении цифровых технологий — шахта «Осинниковская». Проекты здесь разные: одни снижают простои, другие повышают энергоэффективность, третьи оптимизируют работу производственных участков.

В июле этого года передана в промышленную эксплуатацию «Видеоаналитика конвейерного транспорта». Умная система с помощью видеокамер следит за состоянием конвейерных лент, секции которых скрепляются болтовыми соединениями. От постоянных нагрузок болты расшатываются и вылетают, что грозит порывом ленты и остановкой производства. Прежде осматривать ленту приходилось вручную, во время ремонтной смены. Теперь считает болты и оценивает обстановку компьютер в режиме онлайн.

— Для компании это первый такой проект, не имеющий аналогов. Даже когда искали подрядчиков, ни у кого не было опыта в изготовлении подобного продукта. Он новый для всех — и не только в России, — подчёркивает менеджер по развитию бизнес-системы Распадской угольной компании Иван Масленников.

— Конвейеров в компании очень много, большая протяжённость, — отмечает главный специалист по конвейерному транспорту энергомеханической службы Распадской угольной компании Андрей Девятухин. — Анализируя простои горно-шахтного оборудования, мы видим, что большая часть из них — это именно простои конвейерного транспорта. И если мы можем какой-то процент потерь здесь снять, это дорогого стоит.

На основе оценки система сама формирует отчёт, выводящийся в диспетчерскую и на смартфоны руководителям. Постоянный контроль позволяет работать на опережение — с зимы на «Осинниковской» не допустили ни одной аварийной остановки конвейеров, оснащённых системой видеоаналитики.

Вся техника разреза «Коксовый» оснащается цифровыми датчиками для лучшего контроля

Оперативный мониторинг для перемонтажа

«Видеоаналитика конвейерного транспорта» выходит в тираж и сегодня уже осваивается на шахте «Распадская». Это предприятие — ещё один лидер компании на фронте цифровизации. Весной при подготовке лавы 5а-7-36 там начали тестировать пилотный проект «Цифровой штаб перемонтажа». Его цель — собрать всю информацию о подготовке и проведении перемонтажей очистных комплексов в единую базу, сократить время передачи данных и повысить оперативность принятия решений.

В шахте используют промышленные смартфоны — ударопрочные и искробезопасные

Главные инструменты — электронный реестр замечаний по перемонтажу, отслеживание перемещения шахтного транспорта и секций лавного комплекса. Через подземную сеть Wi-Fi с помощью искробезопасного смартфона можно отправлять информацию о возникающих проблемах напрямую из шахты. Информацию одновременно увидят все: диспетчер, руководители участков и предприятия. Если есть проблема, цифровой помощник назначит ответственного и время выполнения. Если проблема не выполнена, вовремя напомнит.

— Детальный план-график перемонтажа станет основой системы и будет единым для всех служб, – подчёркивает Алексей Вакаев, главный инженер управления по монтажу, демонтажу и ремонту горно-шахтного оборудования Распадской угольной компании. — На основе анализа полученных данных об исполнении графика можно корректно планировать работу, оптимизировать процессы. Также нам важно получать оперативную информацию о перемещении транспорта и оборудования под землёй. Система позволит минимизировать возможные внеплановые простои и управлять этими рисками на этапе подготовки.

Цифровой контроль

На разрезе «Коксовый» свои вопросы, требующие помощи «цифры». Молодое предприятие, созданное на базе участка открытых горных работ шахты «Распадская-Коксовая», сегодня активно развивается. Шагать шире позволяет обновлённая современная диспетчерская, контролирующая горные работы круглосуточно в режиме онлайн.

— Всю горную технику подключаем к единой системе, — рассказывает главный механик разреза «Коксовый» Антон Косогойв. — Ее плюсы не только в надёжной связи. Все переговоры записываются в архив, в рации вшита система позиционирования людей. Благодаря этому диспетчер может контролировать передвижение и техники, и горняков.

— Добыча угля и вскрыша включают в себя очень много параметров: время загрузки самосвалов, расход топлива, время транспортировки горной массы и другие, — добавляет технический руководитель по технико-технологическому развитию разреза Дмитрий Горбенко. — Все это мы сможем отслеживать с точностью до секунды и в итоге быстрее принимать важные производственные решения.

«Умный» склад для точной разгрузки

На открытом складе рядового угля обогатительной фабрики «Распадская» завершился масштабный проект по позиционированию автотранспорта. Цифровая система-помощник круглосуточно следит за разгрузкой самосвалов, подсказывает, если водитель ошибся и пытается разгрузиться не в том месте. Искусственный интеллект помогает обогатителям исключить смешивание марок угля и улучшить качество концентрата.

IT-технологии позволяют контролировать происходящее в горных выработках и снизить возможные риски

Над проектом работали в течение 2020 года. По всему периметру склада размером 200 × 200 м установили анкера — стационарные телеметрические модули, развернули производственную сеть Wi-Fi. 100 самосвалов, перевозящих уголь, оборудовали цифровыми транспортными метками. Благодаря этому цифровой помощник может с точностью до метра определить координаты машины, заезжающей на склад, проследить маршрут ее движения.

— Очень удобная система, — говорит диспетчер Наталья Касымова. — Мы можем быстро исправить ситуацию, потому что получаем предупреждение до того, как машина разгрузится. В кабине срабатывает светозвуковой маячок, водитель останавливается и срочно связывается с диспетчером. Вместе уточняем, куда ему нужно разгрузить уголь, что он делает неверно.

Искусственный интеллект помогает обогатителям исключить смешивание марок угля и улучшить качество концентрата

Пилотные проекты, успешно прошедшие тестирование, выходят в тираж и внедряются на других предприятиях. Вопрос их приживаемости — отдельный пункт работы всей команды «Цифровой трансформации».

— Чтобы инструмент приняли на производстве, нужно убрать старые, неудобные процессы и выстроить новые, простые и понятные. Это уже задача технической дирекции, которая управляет операциями. Внести изменения в нормативные документы, помочь разобраться с новыми процессами, — подчёркивает директор по бизнес-системе ЕВРАЗа Сергей Сергиенко. — Цель — с помощью цифровых технологий поднять производство на новый уровень.

Exit mobile version