Карьерная техника в России эксплуатируется в условиях предельных нагрузок. Самосвалы выполняют циклическую работу: поднимаются с полным кузовом по крутым склонам и спускаются вниз без груза при высокой запылённости и резких перепадах температур. Работает техника в круглосуточном режиме, потому что любая остановка — это большие финансовые и временные издержки. Непрерывная и ритмичная эксплуатация формирует экстремальные условия для силовых агрегатов.
Для автопарков горнодобывающих предприятий моторное масло — не просто расходник. От него зависит надежность техники, увеличение межсервисного обслуживания и экономика всего бизнеса.

«Любая ошибка в выборе масла приводит к росту издержек из-за непредвиденных простоев техники: чаще приходится менять расходные материалы, двигатели выходят из строя раньше срока, а простаивающая техника оборачивается прямыми потерями для компании», — отмечает Иван Ширлин, эксперт инженерно-технического управления G-Energy и G-Profi, специалист с многолетним опытом в сопровождении карьерной техники и внедрении сервисов.
«Рынок всё активнее переходит на синтетику. Синтетические масла одинаково эффективно работают и на Крайнем Севере, и в жарких странах Африки», — говорит Пётр Агафонов, руководитель исследований и разработок смазочных материалов G-Energy и G-Profi, эксперт с 20-летним опытом в отрасли, один из создателей цифровой платформы на основе искусственного интеллекта для разработки новых рецептур масел — «Алхимик».
Он поясняет, что синтетические масла обладают высоким качеством и стабильностью: «Что такое синтетика? Это близкое к 100% содержание насыщенных углеводородов. В них отсутствуют соединения, вызывающие окисление. Такая основа для масла однородна, обладает высокими низкотемпературными свойствами и защищает двигатель от высокотемпературных отложений[1]».
По словам эксперта, любое всесезонное моторное масло содержит загущающую полимерную присадку, а любой полимер при высоких температурах образует отложения на деталях цилиндропоршневой группы двигателя. Использование синтетической основы позволяет повысить вязкость базовой основы и, как следствие, вовлекать меньшее количество загустителя.
Петр Агафонов объясняет: «Для производства синтетических базовых масел «Газпромнефть – cмазочные материалы» запустила комплекс гидроизодепарафинизации (ГИДП). Благодаря ему теперь мы получаем свыше 220 тысяч тонн синтетических базовых масел ежегодно. Установка — одна из самых современных и технологически продвинутых в мире».
Такие синтетические масла защищают двигатели от поломок и не требует частой замены. Это значит, что снизятся расходы на ремонт и техобслуживание, а тяжёлая техника не будет внепланово простаивать. Таким образом предприятия горно-обогатительных комбинатов могут повысить общую производительность парка.
«Сегодня мы перевели флагманский продукт из нашего ассортимента для горнодобывающих предприятий — моторное масло G-Profi MSI Plus 15W-40 с полусинтетической на синтетическую основу и можем увидеть результаты изменений», — говорит Агафонов.

С внедрением синтетики возможно увеличение потенциальных эксплуатационных свойств на 150% или в полтора раза. Такой вывод можно сделать на основе данных тестов[2]:
Стойкость к объёмному окислению, определяющая срок службы моторного масла G-Profi MSI Plus 15W-40, увеличилась в четыре раза.

На графике показаны результаты теста на окисление масла, который измеряет количество продуктов окисления (число поглощений) и имитирует процесс старения масла. На графике отмечены нормы MB 228.3 и MB 228.5 — это одни из жёстких стандартов по окислению масла, установленные компанией Daimler (Mercedes-Benz).
G-Profi MSI Plus 15W-40 на новой рецептуре с результатом 11 содержит минимальное количество продуктов окисления, что позволяет ему соответствовать не только базовой норме, но и иметь запас свойств для более жёсткого стандарта MB 228.5. Оно стареет медленнее, что напрямую обеспечивает более стабильную работу двигателя и увеличивает интервалы замены масла.
MB 228.3 — стандарт для всесезонных моторных масел класса SHPD (Super High Performance Diesel — дизельные масла с очень высокими эксплуатационными свойствами). Масла с этим допуском позволяют использовать увеличенные интервалы замены — от 30 000 до 60 000 км, в зависимости от условий эксплуатации.
MB 228.5 — ещё более жёсткий стандарт, относящийся к маслам класса UHPD (Ultra High Performance Diesel — дизельные масла со сверхвысокими эксплуатационными свойствами). Масла с этим допуском имеют значительно больший интервал замены — до 90 000 км. Они обладают улучшенными антиокислительными, противоизносными и моющими свойствами, что критически важно для высоконагруженных двигателей, работающих в тяжёлых условиях.
Устойчивость к окислению G-Profi MSI Plus 15W-40 в тонком слое выросла на 42%

Тест особенно важен для зон двигателя, где тепловая нагрузка максимальна — например, в области турбины или поршневых колец. Он измеряет устойчивость масла к окислению в тонкой плёнке при экстремальных температурах (+210 °C). Результаты показывают, что синтетическое масло выдержало 216 минут до начала окисления — это на 42% больше, чем на предыдущей рецептуре. Для автовладельца такой результат означает и сохранение эффективности для надёжной защиты деталей в тяжёлых условиях эксплуатации.
Cклонность к образованию отложений G-Profi MSI Plus 15W-40 дополнительно снизилась на 15%.

Тест оценивает способность масла предотвращать образование отложений на внутренних деталях двигателя. Это напрямую влияет на чистоту поршневой группы и общий срок службы мотора. Оценка ведётся по балльной системе: чем выше показатель, тем меньше отложений. Синтетический продукт показал результат 7,8 балла. Это на 15% лучше, чем результат продукта на предыдущей рецептуре, и на 30% выше стандартной целевой нормы.
Результаты проведённых тестов подтверждают, что G-Profi MSI Plus 15W-40 стало устойчивее к окислению, лучше защищает детали от износа и предотвращает образование отложений. В реальных условиях это означает более стабильную работу ДВС, увеличение межсервисных интервалов и сокращение внеплановых простоев техники.
Для горнодобывающих предприятий такие показатели трансформируются в прямой экономический эффект — снижение совокупной стоимости владения парком, экономию на ремонтах и рост коэффициента технической готовности тяжёлых машин.
G-Profi — это не только масла, но и сервисные решения, помогающие снижать простои техники и продлевать срок службы агрегатов. Они уже более десяти лет реализуются на предприятиях ГОК, эксплуатирующих технику с высокими нагрузками. В рамках решения Oil Test Service проводятся эксплуатационные испытания масел в реальных условиях и регулярная безразборная диагностика двигателей по пробам смазочных материалов. Такой подход позволяет выявлять отклонения ещё до возникновения отказа, помогает снижать потери и увеличивать ресурс техники. Дополнительно применяются другие сервисы, например, Oil Expert Service — анализ эксплуатационных ситуаций, что помогает быстрее реагировать на возникающие проблемы.

Для предприятий доступны консультации с экспертами G-Profi, которые помогут подобрать индивидуальные продуктовые и сервисные решения под условия эксплуатации.
[1]По данным сравнительных тестов G—Profi MSI 15W-40 на полусинтетической и синтетической основе при работе с одинаковым качеством топлива. Тесты проведены в Научно-исследовательском центре «Газпромнефть-смазочные материалы» для открытой публикации.
[2] По данным сравнительных тестов G—Profi MSI 15W-40 на полусинтетической и синтетической основе при работе с одинаковым качеством топлива. Тесты проведены в Научно-исследовательском центре «Газпромнефть-смазочные материалы“ для открытой публикации». Синтетическое масло демонстрирует более высокую устойчивость к окислению, сохраняет чистоту деталей и стабильность работы систем, а также защищает узлы от коррозии.
Реклама ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ -СМ» ИНН: 7728640182 erid:2SDnjcq8Ytf