Алина Романовна Рубан
Эффективное предупреждение аварийности и травматизма на опасных производственных объектах горнодобывающего комплекса сохраняет статус одной из первоочередных задач федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на объектах ведения горных работ. В условиях технологического развития и ужесточения требований в сфере охраны труда требуется формирование современного и адаптивного подхода к организации контрольно-надзорной деятельности в горной отрасли.

С 14 октября 2025 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2025 № 1511 «О периодичности проведения обязательных профилактических визитов в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля», вносящее существенные изменения в систему профилактики нарушений. Указанным нормативным правовым актом устанавливается периодичность проведения профилактических визитов в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля для объектов контроля, отнесённых к категориям значительного, среднего и умеренного риска причинения вреда (ущерба), опасных производственных объектов III и IV классов опасности.

Профилактический визит представляет собой инструмент преду-предительного надзора, целью которого является не применение санкций за совершённые нарушения, а их превентивное недопущение. В отличие от плановой или внеплановой проверки, данное мероприятие имеет консультативно-аналитический характер и проводится без возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
Периодичность обязательных профилактических визитов в отношении опасных производственных объектов горнодобывающей промышленности регламентирована следующим образом:
— для опасных производственных объектов III класса опасности (объекты, на которых ведутся горные работы, за исключением добычи общераспространённых полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ, при этом объём разработки горной массы которых составляет от 100 тысяч до 1 миллиона кубических метров в год) — не более одного обязательного профилактического визита в три года;
— для опасных производственных объектов IV класса опасности (объекты, на которых ведутся горные работы, за исключением добычи общераспространённых полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ, при этом объём разработки горной массы которых составляет более чем 100 тысяч кубических метров в год) — не более одного обязательного профилактического визита в пять лет.
Периоды проведения обязательных профилактических визитов исчисляются с момента принятия контрольным (надзорным) органом решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска, присвоения класса опасности опасному производственному объекту.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать десяти рабочих дней и может быть продлён на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний.
Отказ контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита нормативными положениями не предусмотрен.
В рамках обязательного профилактического визита уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа могут осуществляться следующие мероприятия: осмотр территорий и сооружений, истребование необходимой документации, отбор проб и образцов, проведение инструментального обследования, испытаний и экспертиз.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдаётся контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита в порядке, установленном статьёй 90.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Профилактические визиты на объектах ведения горных работ, не относящихся к опасным производственным объектам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1074 «О федеральном государственном горном надзоре», проводятся по инициативе органа горного надзора (обязательный профилактический визит) или по инициативе юридического лица (индивидуального предпринимателя) в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо путём использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».
В соответствии с пунктом п. 64 (1) Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1082, профилактический визит может быть инициирован на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих опасные производственные объекты, при условии отнесения их к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным или муниципальным учреждениям.
За девять месяцев 2025 года Енисейским управлением Ростехнадзора в рамках горного надзора проведено свыше 900 мер профилактического воздействия, в том числе 27 профилактических визитов.
Таким образом, внедрение института профилактических визитов знаменует переход от репрессивной модели надзора к предупреждающей. Заблаговременное обращение хозяйствующих субъектов за проведением данного мероприятия позволяет:
• провести объективную оценку состояния промышленной безопасности на предприятии;
• своевременно идентифицировать и устранить нарушения обязательных требований до наступления аварийных ситуаций или проведения внеплановых проверок;
• получить официальные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов.
Профилактика напрямую способствует не только сохранению жизни и здоровья работников, но и экономической стабильности предприятия.