Горные инженеры-геологи Паровинчак М. С. и Гринев О. М.
Под таким названием в томском издательстве BOOKS буквально на днях вышла 300-страничная книга-сборник формата А4 двух авторов, горных инженеров-геологов Паровинчака М. С. и Гринева О. М. о причинах остановки проекта, предусмотренного распоряжением Правительства РФ № 1120 от 05.07.2010 г и «Стратегией развития Сибири до 2020 года» по созданию в Томской области Бакчарского горно-металлургического комплекса на сырьевой базе одноимённого железорудного месторождения, предусматривающего к 2020 году добычу на этом месторождении около 30 млн тонн железной руды и производство 7–10 млн тонн металлопродукции различного качества и номенклатуры.

Геологическая история
В этом сборнике, больше напоминающем геолого-историческую хронику в виде большого буклета, состоящем из черно-белых полувековых фотографий и копий фрагментов страниц из газет, журналов, книг, а также нескольких десятков современных цветных фотографий, карт и схем, в хронологическом порядке изложена сложная история открытия уникального по своим размерам и запасам геологического объекта, который за три четверти столетия не удосужился не только свое-временного освоения, но даже однозначного статуса и названия.

Ровно в середине прошлого столетия, в 1950 го-ду, то есть 75 лет назад, при проведении поисковых работ на нефть и газ в географическом центре Томской области на юго-востоке Западной Сибири при бурении глубокой опорной скважины № 2 в районе г. Колпашево было обнаружено несколько пластов рыхлых и сцементированных песчаников, обогащённых железом, которые геологи-съёмщики из-за большого распространения по площади в других структурных скважинах сначала определили так называемым маркирующим горизонтом, а через год сделали первое более детальное описание.
Только спустя 6–7 лет этим «маркирующим горизонтом» заинтересовались геологи-«твердо-вики» при проведении геолого-съёмочных работ и составлении геологических карт сначала миллионного и затем двухсоттысячного масштаба, начали более детально изучать керн из этих скважин, проводить целенаправленные поисково-оценочные работы и химико-аналитические исследования, рассматривая этот горизонт в качестве железной руды прибрежно-морского осадочного происхождения.

Уже в 1957–1958 гг. в отчёте геологов А. А. Бабина и А. С. Донченко по результатам поисково-оценочных работ в Бакчарском административном районе были выполнены первые детальные описания геологического строения и площади распространения железных руд, их приуроченности к стратиграфическим горизонтам, исследования их минералогического и химического состава, а также была выполнена первая количественная оценка запасов и ресурсов железных руд в объёме около 18 млрд тонн при среднем содержании валового железа около 37,5 %, расположенных в трёх основных верхнемеловых и нижнепалеогеновых горизонтах суммарной мощностью 24–36 м, расположенных на глубинах 155–225 м.
Дальнейшими площадными сейсмическими исследованиями и бурением мелких структурных скважин глубиной до 500 метров вдоль реки Обь и её главных притоков Васюган, Парабель, Чая, Шегарка, Вах, Тым, Кеть в Томской области была открыта целая полоса распространения железных руд с содержанием железа от 30–35 % и более, общей площадью около 20–25 % территории всей области, на которой более детальными работами было открыто около десяти железорудных узлов, полей и проявлений, самые крупные из которых авторами вполне обоснованно, по объёмам запасов, качеству руд, мощностям железорудных горизонтов, гидро-геологическим и инженерно-геологическим характеристикам, названы месторождениями.
О Бакчарском месторождении
Самыми крупными из этих месторождений являются Бакчарское, которое представлено двумя участками: западным — собственно Бакчарским — и восточным — Полынянским, а также Колпашевское месторождение, которое также состоит из двух участков — собственно Колпашевского на правом берегу Оби и вдоль её правого притока реки Кеть, а также Южно-Колпашевского на левобережье Оби и вдоль реки Чая. Наиболее вероятно, что это разделение между Бакчарским и Колпашевским месторождениями является чисто условным и после проведения дополнительных поисково-оценочных работ они будут объединены в единый крупный геологический объект площадью несколько тысяч квадратных километров и суммарными запасами и ресурсами около 150–200 млрд тонн.
В известной монографии «Западно-Сибирский железорудный бассейн», изданной в 1964 году по инициативе бывшего совнархоза и группы авторов новосибирских академических институтов ИГГ СО РАН под руководством академика А. А. Трофимука, ИГД СО РАН под руководством академика Н. А. Чинакала, СНИИГГиМС, Новосибирского территориального геологического управления, Томской комплексной экспедиции, ТПУ, ТИСИ, общие запасы и ресурсы Томской области оценивались в объёме около 390 млрд тонн, большая половина из которых относится к Бакчарско-Колпашевскому объединённому месторождению.
На протяжении полутора десятков лет почти одновременно с Томской областью аналогичные поисково-оценочные работы были проведены также в северных районах левых притоков Енисея и юго-восточных районах Западной Сибири, а также примыкающих к северным территориям Казахстана, в результате которых был открыт огромный Западно-Сибирский железорудный бассейн, представляющий узкую полосу шириной от 50 до 150 км и длиной более 1 500 км с севера на юг и около 500 км с востока на запад.
Общие запасы и ресурсы железной руды различного минералогического, преимущественно гетит-гидрогетитового состава оолитового строения с присутствием сидерита, шамозита, лимонита, объединённые общим названием бурые железняки, всего бассейна оценены в объёме более 900 млрд тонн, при этом кондиционные руды с содержанием железа 30–35 и более процентов составляют более 350 млрд тонн.
В этой же монографии приведены предварительные расчёты и результаты гидрогеологических и инженерно-геологических исследований и характеристики вмещающих и вскрышных, преимущественно осадочных песчано-глинистых пород, позволяющих разрабатывать месторождение и осуществлять добычу руды различными методами, включая карьерную технологию с применением высокопроизводительных экскаваторов без буро-взрывных работ или использовать гидромеханизированную технологию с применением мощных земснарядов и гидромониторов.
Трудности не помеха
Одной из главных причин длительного, более полувекового, перерыва в геологическом изучении и последующем освоении вышеназванного бассейна и его главных и самых перспективных месторождений — Бакчарского и Колпашевского — считается устоявшееся мнение о том, что в условиях сибирских болот в связи с наличием в интервале рудных горизонтов и вскрышных пород около пяти водоносных горизонтов рассматривать карьерную добычу для этих месторождений нецелесообразно и технически невозможно, поэтому большинством специалистов в качестве основного метода рассматривалась скважинная гидродобыча — СГД.
Проведёнными по инициативе Томской горнодобывающей компании (ТомГДК) поисково-оценочными и опытно-промышленными работами в 2001–2010 годах после полувекового перерыва на двух участках Бакчарского месторождения не только практически подтверждена техническая возможность добычи руды скважинными геотехнологиями (1 000 т и 700 т), но и выполнены технико-экономические расчёты (ТЭС) по карьерной добыче.
В нижеприведённом кратком реферате, являющемся предисловием к вышеназванному сборнику, изложены основные предварительные результаты работ ТомГДК за предыдущие 10 лет с даты создания этого специализированного горно-металлургического предприятия по оценке запасов и ресурсов на двух участках Бакчарского месторождения, приведены основные причины остановки работ на самом перспективном железорудном объекте за последние десятилетия, предложены рекомендации по принципиальному улучшению недропользования в Томской области и соседних регионах Сибири, предложены варианты безусловного продолжения предусмотренного Стратегией развития Сибири Бакчарского горно-металлургического проекта.
Есть решение
Для этого необходимо в течение следующего, 2026 года исполнителю госконтракта 2006–2009 гг. на основании продлённого нового геолого-технического задания (ГТЗ) провести дополнительные работы по обогащению руды с целью получения концентрата с содержанием железа не ниже 60 %, предоставить на повторную экспертизу скорректированные по замечаниям экспертов материалы по подсчёту запасов и ТЭО временных разведочных кондиций, поставить на госбаланс запасы категории С2 оценочного участка железной руды всех типов в объёме около 475 млн тонн (сыпучих, полурыхлых и крепко сцементированных) с обоснованием карьерного способа разработки и добычи.
В течение 2026–2030 гг. на основании новой совмещённой лицензии на конкурсной основе провести дополнительные поисково-оценочные работы одновременно с геологоразведкой и исследования на Полынянском участке Бакчарского месторождения с целью подсчёта запасов и постановки на госбаланс около 515 млн тонн категории С1, 505 млн тонн запасов С2 и ресурсов Р1 около 25 млрд тонн и составления ТЭО временных и постоянных разведочных кондиций для карьерного варианта разработки и добычи с последующим составлением проекта опытно-промышленной разработки карьерным способом.
В течение 2026–2030 гг. на основании новой совмещённой лицензии на конкурсной основе за счёт недропользователя провести на Южно-Колпашевском участке поисково-оценочные работы по подсчёту запасов и ресурсов и постановке на госбаланс около 450 млн тонн запасов категории С1, около 475 млн тонн запасов категории С2 и около 25 млрд тонн ресурсов категории Р1, составления ТЭО временных и постоянных разведочных кондиций для карьерного (гидромеханизированного) варианта разработки и добычи.
Одновременно в течение 2026 года принять решение о включении (восстановлении) Бакчарского горно-металлургического проекта (БакГМК) в Стратегию развития Сибири на 2026–2035 гг., а также придании ему статуса национального проекта России на ближайшие 25 лет с целью создания на сырьевой базе Бакчарско-Колпашевского железорудного месторождения с потенциальными запасами и ресурсами около 150–200 млрд тонн нового Обь-Енисейского горно-металлургического комплекса с последующей годовой производительностью 25–30 млн тонн по металлопродукции, по аналогии с действующими Западно-Сибирским и Восточно-Сибирским нефтегазовыми комплексами, с расположением на берегу р. Обь в районе с. Чажемто.
Реферат
Бакчарский горно-металлургический комплекс — «Бакчар ГМК». Нереализованный Потенциал развития Томской области и соседних регионов Сибири
Несмотря на то, что Россия занимает первое место в мире по запасам железной руды, состояние добывающей, перерабатывающей и металлургической отраслей в несколько раз уступает объёмам добычи и металлургии передовых стран, многие из которых не имеют ни одной тонны собственных запасов (Япония и др.).

Непропорциональное расположение добывающих и металлургических предприятий на огромной территории страны (около 60 % запасов сосредоточены в центральной европейской части России, КМА) и низкая конкурентоспособность в связи с высокой себестоимостью из-за сложной логистики обусловливают России только 4–5-е место в мире по производству металлопродукции.
В то же время практически в географическом центре России и Западной Сибири расположено открытое ещё в середине прошлого столетия и подтверждённое опытными работами Томской горнодобывающей компании (ТомГДК) начала текущей четверти века крупнейшее в мире скопление железных руд на минимальной глубине около 175–225 м, значительно превышающее запасы главного железорудного района КМА.
1. Геологоразведочными работами ТомГДКруда в 2005–2010 гг. практически в центре Томской области и Сибири подтверждено открытие уникального Бакчарского железорудного месторождения с запасами около 975 млн тонн и ресурсами около 20,5 млрд тонн железной руды, что многократно превышает существующую сырьевую базу главных металлопредприятий Урала и Западной Сибири — ММК, КМК и ЗСМК.

2. Среднее содержание железа в основном бакчарском горизонте на глубине около 175 метров составляет около 37,5 %. Для сравнения: среднее содержание железа по всем горнорудным предприятиям России составляет 32,5 %, а средняя глубина существующих действующих карьеров составляет 850 метров, при этом эта глубина с каждым годом увеличивается, что постоянно приводит к росту себестоимости добываемой руды.
3. Опытнодобычными работами в этот же период на двух отдельных участках крупнейшего месторождения было добыто около 1 700 тонн железной руды с использованием скважинной технологии (СГД), при которой содержание железа в руде за счёт предварительного обогащения закачиваемой водой достигало 49–51 %.

4. В составе руды, кроме основного компонента — железа, лабораторными исследованиями в промышленных значениях подтверждено наличие многих полезных примесей, в том числе включённых в список стратегического минерального сырья: ванадия, марганца, титана, алюминия, редких и благородных металлов.
5. Результаты проведённых работ явились основанием для включения Бакчарского проекта в утверждённую в 2010 году председателем Правительства РФ «Стратегию развития Сибири на период до 2020 года», которой было предусмотрено создание на сырьевой базе Бакчарского железорудного месторождения горно-металлургического комплекса, обеспечивающего ежегодное производство 7–10 млн тонн металлопроката различного назначения.
6. Согласно предварительным расчётам, при реализации этого проекта планировалось создание около 125 тыс. новых рабочих мест только в основном добывающем и перерабатывающем производстве, а вместе с сопровождающими сервисными производствами (энергетика, дорожное строительство, транспорт, социальная сфера) количество этих мест могло быть увеличено в 3–4 раза.
7. На базе этого уникального комплексного проекта предполагалось формирование в центре Томской области и соседних регионах Сибири нового промышленного горно-металлургического комплекса, позволяющего практически удвоить железорудную сырьевую базу Урала и Сибири, что позволило бы сократить дальние транспортные перевозки дефицитной руды с северо-запада европейской части страны, а также освободить огромный железнодорожный парк для транспортировки кузбасских энергетических углей как внутри страны, так и далеко за её пределами.
8. В связи с наличием нескольких неточностей в геологоэкономических расчётах и отчётных документах по подсчёту запасов, требующих уточнения вариантов технологии разработки и добычи руды скважинными и карьерными методами, месторождение не поставлено на государственный баланс, и дальнейшие работы по доразведке, освоению и опытно-промышленной разработке остановлены.
9. Невыполнение распоряжения Правительства РФ по созданию Бакчарского ГМК и продолжение бездействия уникального Бакчарского железорудного месторождения за последние 10 лет является причиной огромных необоснованных затрат на транспортировку сырья на сибирские металлопредприятия из европейской части страны, недополучения областным и федеральным бюджетами огромного объёма налогов НДПИ, а также отсутствия многих десятков тысяч новых рабочих мест.
10. Имеется реальная возможность с максимальным использованием результатов предыдущих исследований и опытно-добычных работ 2006–2009 гг. с учётом устранения замечаний экспертов Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) и проведением незначительного объёма дополнительных исследований по обогащению руды поставить на госбаланс запасы этого уникального месторождения и после получения совмещённой лицензии начать его разведку, освоение и разработку.
Фото М. С. Паровинчака, заслуженного геолога РФ, организатора и ответственного исполнителя опытно-промышленных работ 2006–2009 гг. по добыче «первой тысячи тонн» железной руды Бакчара, инициатора включения Бакчарского горно-металлургического проекта в Стратегию развития Сибири до 2020 и 2035 гг., придания ему статуса национального проекта России на ближайшие 10 лет.