Бережливое производство и защита экологии. Роль смазочных материалов

25 сентября 2019 года в Новосибирске в рамках одной из сессий выставки Mining. Metal. Generation сектор-специалист компании ExxonMobil Данила Самосюк выступил с докладом о роли смазочных материалов в бережливом производстве и защите экологии. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с этим докладом.

Часто, говоря о повышении эффективности производства, мы говорим о TCO ( total cost ownership — совокупная стоимость владения), о сугубо экономических показателях. При этом экологическая сторона вопроса может незаслуженно остаться в стороне, поскольку обычно находится не в фокусе соответствующих расчетов.

Компания ExxonMobil — это 150 лет инноваций в области смазывания. Наш опыт говорит о том, что важно не просто создавать передовые продукты, которые будут отвечать технологическим запросам наших клиентов. Важно не забывать об окружающей среде и формировать совместно с нашими партнерами модель «бережливого производства». Данный термин и сама концепция, предложенная инженерами Toyota, кажется мне крайне удачной в том числе для того, чтобы оценить роль смазочных материалов в производстве и бизнесе в целом. Кроме того, мне хотелось бы предложить вам экологическую перспективу, под углом которой все мы смотрим на совершенствование производственных процессов и индустриального бизнеса в целом. Для этого я хочу обратиться к одному из первостепенных принципов концепции бережливого производства — устранению потерь.

1. Устранение перепроизводства

В экономике промышленного предприятия речь идет зачастую о перепроизводстве энергии или неоптимальном ее потреблении. Дизельное топливо, природный газ или электроэнергия — весомые статьи затрат. Повышение энергоэффективности машин и оборудования — это не только экономическая выгода, но и снижение вредного воздействия на окружающую среду. Позвольте проиллюстрировать примером.

Наш клиент — горнодобывающая компания, эксплуатирующая парк в 39 карьерных самосвалов Caterpillar. Переход парка на рекомендованные нами моторные и редукторные масла позволил только за счет смазочного материала сократить потребление дизельного топлива по парку на 4,93 %. В свою очередь, эта цифра соответствует снижению выбросов СО2 на 6,787 т, взвешенных частиц — на 1,6 т и оксидов азота — на 38,9 т.

Наше исследование показывает, что для парка в 10 карьерных самосвалов, нарабатывающих 7 500 мото-часов в год, всего 1,6 % снижения потребления дизельного топлива означает сокращение выбросов СО2 на 365 кг, оксидов азота — почти на 3 кг и взвешенных частиц — на 26,3 кг.

2. Устранение излишних запасов

Само по себе складирование смазочного материала не несет прямого вреда экологии, однако требует бережного и внимательного отношения. Кроме того, в случае ненадлежащего хранения утечка масла — это непосредственный риск как для окружающей среды, так и для здоровья сотрудников. Ответом на этот риск является унификация номенклатуры складских запасов за счет универсальных продуктов широкого применения. Это же, кстати, существенно облегчает работу механиков. А также точечная настройка цепи поставок через дистрибьютора. Так, для нашего клиента ТЭЦ «Международная» в Москве мы обеспечиваем такую систему поставок, которая вообще не требует складского хранения. Станция работает на площади всего в 1 га, посреди плотной городской застройки. А масла подвозятся непосредственно к моменту заливки.

Другой пример — консигнационный склад, который был запущен нашим дистрибьютором в Забайкальском крае. Клиент берет продукт только непосредственно в момент, когда он ему необходим. В остальное время за надлежащее хранение отвечают наши партнеры.

3. Устранение ожидания

Вынужденное ожидание — простой техники, вызванный как плановым, так и внеплановым обслуживанием или ремонтом, — это нагрузка на всю экосистему предприятия. И, конечно же, упущенная выгода. Решения в области смазывания могут помочь существенно смягчить этот тяжелый фактор. Например, вместе с горнодобывающей компанией «Регион-42» в Кемерове нам удалось увеличить нормативный интервал замены редукторных масел самосвалов БЕЛАЗ в два раза — с 2 500 до 4 000 мото-часов. По моторным маслам увеличения удалось добиться с 250 до 500 мото-часов. По итогам этой работы коэффициент технической готовности парка вышел на отметку 92–94 %.

Мы также знаем, что аналогичных результатов можно добиться и по такому продукту, как гидравлические масла. Так, перевод большого колесного погрузчика Caterpillar 992G на масло Mobil DTE 10 Excel 32 позволил другому нашему клиенту сократить отказы гидравлических систем на 75 % в условиях холодной погоды. Интервалы замены масла были увеличены с 2 000 до 8 000 мото-часов, а срок службы насосов удвоен.

4. Устранение лишних этапов обработки

Успех компании «Регион-42» — это еще и пример устранения лишних этапов обработки. Так, коленвал двигателя БЕЛАЗа, отработавшего на рекомендованном нами масле, не требует дополнительной шлифовки. Полировки оказывается достаточно для запуска в эксплуатацию.

Еще более красноречивые примеры того, как смазочные материалы помогают соблюдать этот принцип, можно найти на металлургических производствах и в цехах механообработки. Там оптимально подобранные масла и технические жидкости позволяют существенно повышать эффективность технологических процессов.

5, 6. Устранение ненужной транспортировки и лишних перемещений

Данные принципы во многом перекликаются с уже озвученными. Нет нужды говорить о том, что в горной добыче крайне сложно осуществлять обслуживание техники и особенно ремонт непосредственно на разрезе или в шахте. Поэтому снижение уровня поломок и увеличение общего ресурса техники означает также и сокращение движения неисправной техники на линии участок — ремонтный цех. К примеру, наш опыт говорит о том, что масло Mobil DTE 10 Excel 46 способно помочь с решением проблемы перегрева гидравлических систем самосвалов БЕЛАЗ. Наш клиент, эксплуатирующий 35 карьерных самосвалов грузоподъемностью 130 т на железорудном месторождении, смог добиться снижения рабочей температуры гидравлических систем до 60 °C.

Это привело к сокращению простоя, вызванного ремонтом, в 1 575 часов. Достигнутая экономия была оценена в 823 746 долл. США.

7. Устранение дефектов выпускаемой продукции

Я вижу задачу — свою лично и моей компании — в том, чтобы помогать коллегам быть готовыми к любым ситуациям, в том числе нештатным. Быть «антихрупкими». При чем здесь масла? Очень просто. В последние годы мы уделяем особое внимание маслам на биоразлагаемой основе. Они, в частности, находят свое применение в фильтрационных, очистных сооружениях. В случае утечки такого масла во внешнюю среду оно быстро распадется при контакте с водой, не причиняя ущерба экологии. Такие же разработки мы предлагаем для гидравлических систем техники.

8. Устранение угроз экологии и здоровью сотрудников

И здесь самое время сформулировать восьмой, неклассический принцип устранения потерь в бережливом производстве. Позволю себе назвать его «принципом компании ExxonMobil». Это устранение угроз экологии и здоровью сотрудников. Наша бережливость должна быть направлена не только на экономику предприятия и состояние его технологического капитала, но и на тот мир, в котором и ради которого мы работаем. Оптимально подобранные масла и настроенная работа по смазыванию позволяют, среди прочего, сократить контакт человека и машины, что позитивно влияет на производственную безопасность.

Хочу поделиться с вами результатом нашего взаимодействия с американской компанией Round Mountain Gold (на иллюстрации). Достижения в контексте снижения воздействия на окружающую среду, повышения безопасности производства за счет сокращения времени контакта человека и оборудования. И, конечно, финансовый эквивалент улучшений — т. е. экономия в год в долларах США. Подобные модели (прозрачные и четкие) позволяют нам оценивать тот вклад, который смазочные материалы способны привнести в развитие бизнеса: его устойчивость, эффективность и безопасность.

Узнать больше о смазочных материалах, инженерных сервисах и опыте компании ExxonMobil в горной добыче, металлургии, энергетике и других секторах промышленности вы можете на сайте: www.Mobil.ru/industrial

Поделиться статьёй