Ремонт на сорок лет

Анна Кислицына

Как долго можно эксплуатировать крупногабаритные подшипники, установленные на горном оборудовании? Ответ знают горняки рудника «Николаевского», которые в середине лета заменили такие подшипники в недрах крупнейшего рудника Приморского края на полукилометровой глубине.

С декабря 1982 года руда «Николаевки» непрерывно доставляется на обогатительную фабрику в центре Дальнегорска. Несколько десятков миллионов тонн свинцово-цинковой руды суммарно добыли на этом месторождении, и весь этот объем горной массы пропускался через первую стадию дробления еще на глубине. Так продолжалось без глобальных механических вмешательств более 40 лет! До поры, пока не пришло время капитального ремонта дробилки. Задачу в предельно короткий срок выполнили слесари участка внутришахтного транспорта (ВШТ) рудника «Николаевского».

dpm-01-678x576
Каждый из крупногабаритных роликовых подшипников дробильно-дозаторного комплекса весит более 470 кг

Масштабные ремонтные мероприятия всегда связаны с планированием. Пока слесари ВШТ, работая круглосуточно в две смены, разбирали дробилку, в управлении «Дальполиметалла» действовали — спешно приобретали и доставляли четыре сферических подшипника диаметром 760 и 870 мм. Суммарный их вес — почти две тонны! Неделю груз везли с Урала до Владивостока под пристальным контролем специалиста по логистике Дарьи Макаренко. Когда наконец подшипники выгрузили на руднике «Николаевском», в дробильно-дозаторном комплексе (ДДК) все было готово для их монтажа. К работе приступили немедленно.

Широкому кругу читателей следует, пожалуй, объяснить, что ДДК — важнейший элемент производственного алгоритма на крупнейшем руднике «Дальполиметалла». Технология «Николаевки» такова, что вся добытая руда дробится до определенной фракции еще под землей, после чего по транспортерной ленте отправляется в девятикубовый скип одинаковыми дозами. Все это хозяйство и называется дробильно-дозаторным комплексом. Щековая дробилка — наиболее нагруженный инструмент в «оркестре» ДДК. Перемалывая руду, детали дробилки испытывают огромное давление и вибрацию, что влияет на износ подвижных частей этого агрегата. Таких, например, как крупногабаритные роликовые подшипники, каждый из которых весит более 470 кг.

dpm-02-678x428
Алексей Кобяков, Николай Полухин, Юрий Боднарук, Максим Дикий, Юрий Свахин, Максим Службин и Вячеслав Фролов рядом с отремонтированной щековой дробилкой рудника «Николаевского», май 2023 г.

— Никто из нас раньше дробилку не разбирал, поскольку отсутствовала такая необходимость, — рассказал начальник участка ВШТ Юрий Владимирович Свахин. — Поэтому действовали мы деликатно, чтобы при обратном процессе не оказалось «лишних» частей. Своими силами изготовили три спецключа-съемника. Многие из бригады продемонстрировали хорошие инженерные знания. Внимательность и ответственность проявил главный механик рудника Максим Службин. Без его светлой головы нам бы пришлось сложнее, ведь разобрать механизм — дело нехитрое. А восстановить все до рабочего состояния — тут нужен ум механика. В общем, Максим Евгеньевич подсказывал постоянно — ориентируясь по схемам и чертежам, вникал в каждую деталь процесса. Значительный вклад в общее дело также внесли электрогазосварщики Алексей Кобяков и Роман Данилов, слесари Николай Полухин и Юрий Боднарук, электромеханики Максим Дикий и Вячеслав Фролов, дробильщики Юрий Порунин, Александр Карасев, Валерий Гриченко и др.

Если старые подшипники, за сорок лет прикипевшие к посадочным местам, пришлось демонтировать грубо с помощью резака, то в обратном порядке надо было действовать уже ювелирно. А именно — нагревать подшипники изнутри и набивать осторожно, соблюдая технологию. Для таких редких работ «Дальполиметалл» приобрел индукционный нагреватель, способный разогреть внутреннюю часть крупногабаритного подшипника за короткое время.

— Купили его накануне, — рассказал Юрий Свахин. — Однозначно прибор очень полезный.

В собранном виде щековая дробилка издает заметно меньше шума — «звук стал мягче и нежнее», как сказал кто-то из электромехаников. Слесари-ремонтники объясняют, что причина улучшений не только в новых подшипниках, но и в новом масляном насосе, создающем повышенное давление в системе смазки. Кроме того, специалисты участка ВШТ промыли всю маслосистему, установили новый датчик давления, поставили новые уплотнительные сальники — сделали все красиво, чтобы исключить масляное голодание трущихся деталей.

Каждый механик понимает величайшее значение подшипников для современной индустрии, ведь применяются они повсеместно. Даже в незапамятные времена люди пусть примитивным способом, но искали пути преодоления силы трения. Известно, что аборигены острова Пасхи уничтожили все деревья, чтобы по круглым бревнам перемещать монолитные каменные статуи, которым они поклонялись. Дожить до начала технической революции этому изолированному сообществу людей не довелось, но даже они интуитивно понимали некоторые законы механики…

Глядя на блестящие подшипники, установленные на щековой дробилке рудника «Николаевского», понимаешь, насколько важным является этот элемент. Сорок лет, то есть с самого начала эксплуатации Николаевского месторождения, в его работу не вмешивались — факт сам по себе удивительный, поскольку через дробилку «Николаевки» за все годы пропустили несколько десятков миллионов тонн руды! В будущем обновленный подшипниковый узел выдержит не меньшую нагрузку.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку