Анна Кислицына
Повышение провозных мощностей на востоке страны — одна из приоритетных задач не только транспортного комплекса, но и угольщиков. Её решение позволит обеспечить своевременный вывоз угля, добываемого на территории Сибири и Дальнего Востока. Работу по этому направлению сейчас интенсивно ведёт холдинг РЖД в сотрудничестве с крупнейшими угольными компаниями России. В их числе — УК «Кузбассразрезуголь», реализующая стратегически значимые проекты по развитию транспортной инфраструктуры своих предприятий.
В августе в Новокузнецком муниципальном округе Кузбасса была введена в эксплуатацию железнодорожная углесборочная станция Юрково. Это стало важным шагом в реализации одного из наиболее масштабных проектов УК «Кузбассразрез-уголь» по развитию транспортной инфраструктуры — «ПТУ Юг».
Юрково будет задействована для отгрузки угля с Калтанского разреза и других предприятий УК «Кузбассразрезуголь». Работать новая станция будет по «сквозной» технологии. Раньше после загрузки на Чёрном Калтане (углепогрузочная станция Калтанского разреза. — Прим. ред.) вагоны с углем прибывали на станцию Сарбала Западно-Сибирской железной дороги, где формировались составы с углем с поездными локомотивами РЖД.
Сейчас с Чёрного Калтана составы отправляются в Юрково, инфраструктура которой позволяет формировать составы из более чем 100 вагонов и принимать локомотивы РЖД, которые сразу отправляются к месту назначения без загрузки станций примыкания. Это упростит логистику и значительно ускорит доставку угля потребителям.
Работы проводились одновременно на двух объектах «ПТУ Юг». Первый из них — станция Чёрный Калтан. Чтобы модернизировать схему погрузочно-разгрузочных работ, на станции построили новый погрузочный комплекс. В ходе реконструкции были модернизированы три погрузочных пути. Дополнительно станцию оснастили оборудованием для дробления и грохочения, которое позволяет проводить отгрузку угольной продукции с заданной фракцией.
Одновременно с этим шло и строительство станции Юрково. Здесь смонтировано двадцать шесть километров железнодорожных путей, проложено тридцать километров контактных сетей и внедрена система микропроцессорной централизации — это позволило автоматизировать процесс управления движением составов. На станции оборудованы 10 приёмо-отправочных путей, что обеспечит высокую пропускную способность этого инфраструктурного объекта.
Для мониторинга состояния железнодорожной инфраструктуры, а также контроля выполняемых маневров на Юрково внедрили систему оптического коммерческого осмотра «ОКО». Она позволяет в режиме реального времени операторам станции контролировать загрузку вагонов и их передвижение по железнодорожным путям.
Большое внимание при реализации проекта компания уделила экологической безопасности. С учётом того, что вблизи проложенных железнодорожных путей расположены посёлки Сарбала и Зелёный Луг, было принято решение установить шумозащитные экраны протяжённостью в два километра. Кроме того, для защиты экосистемы района от вредных выбросов были построены очистные сооружения для сточных вод на реке Чёрный Калтанчик.
По оценке УК «Кузбассразрезуголь», благодаря вводу в эксплуатацию станции Юрково и модернизации станции Чёрный Калтан объёмы отгрузки угольной продукции с Калтанского разреза увеличатся более чем в два раза.