«Облачный» экзамен о «подземной» экономике

skip-lazy
tu-ugmk-01-678x462

Впервые в России корпоративный вуз провел защиту магистерских диссертаций в дистанционном формате

В апреле на кафедре прикладной экономики Технического университета УГМК состоялись защиты выпускных квалификационных работ магистрантов. Это не первый выпуск магистратуры этого корпоративного инженерного вуза, но в этот раз он оказался необычным в масштабах текущей ситуации ограничений в России и мире.

Членов государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) и студентов университета (а это были в основном инженеры-экономисты горных предприятий УГМК) разделяли от двух до более чем тысячи километров. Из-за карантина, вызванного пандемией коронавируса, каждый из тринадцати магистрантов представлял результаты своей научно-исследовательской работы по системе видео-конференц-связи. Студенты, как правило, защищались из дома. Забегая вперед, скажем, что всем тринадцати магистрантам выставили оценки «отлично».

«Облачная» защита таила в себе два вида рисков. С одной стороны, требовалось устойчивое интернет-соединение на шесть, а возможно, и более часов. Причем предстояло организовать онлайн-взаимодействие десятков человек: не только членов ГЭК и магистрантов, но и научных руководителей, кураторов-экспертов. Во-вторых, дистанция не должна была помешать в полной мере понять компетенции, которые прио-брели магистранты за 2,5 года заочного обучения и понизить «градус» накала страстей, свойственных таким серьезным этапам жизни каждого человека. «Защита дипломов всегда является эмоциональным апогеем как для студентов, так и для выпускающей кафедры, а удаленный формат мог лишить вуз «блеска в глазах магистрантов», — говорит заведующий кафедрой прикладной экономики ТУ УГМК Дмитрий Воронов. — В результате труд, который они проделали за годы обучения, мог оказаться раскрытым в недостаточной степени. Но магистранты ТУ УГМК прекрасно подготовились к защите на расстоянии. У государственной экзаменационной комиссии не осталось и тени сомнений, что поставленные перед магистрантами научно-производственные задачи, а большинство их касались работы ГОКов, были решены в полном объеме».

Как отметили члены ГЭК, яркая тенденция всех проектов — движение к комплексной цифровизации локальных решений магистров в единую систему всей компании.

Вот лишь три примера. Заместитель начальника планово-экономического отдела ПАО «Челябинский цинковый завод» Екатерина Коцюр (научный руководитель — начальник отдела технико-экономических обоснований ОАО «Уралмеханобр» канд. экон. наук Елена Позднякова) представила механизм трансформации бухгалтерской отчетности ТОО «NOVA цинк» для интеграции в корпоративную систему управленческого учета УГМК.

Ведущий экономист управления бюджетирования ОАО «УГМК» Анастасия Лихошерстова (научный руководитель — начальник отдела стратегического анализа ОАО «УГМК» канд. экон. наук Антон Емельянов) провела детальное исследование формирования себестоимости на горнорудных предприятиях УГМК. Проект позволит создать единую систему планирования, учета, анализа и контроля себестоимости на горно-обогатительных предприятиях холдинга.

Экономист по планированию рудника ОАО «Святогор» Андрей Бургардт (научный руководитель — канд. экон. наук Алла Голубева) представил новые подходы к принятию решений о сроках замены изношенного оборудования. Это позволит повысить эффективность эксплуатации основных производственных фондов предприятий УГМК.

В день защиты была организована связь с Екатеринбургом, Верхней Пышмой, Челябинском, Шадринском, Медногорском, Учалами, Томском, Сибаем, Красноуральском, Кемерово, Рубцовском и с Карагандинской областью Республики Казахстан, где работает предприятие «Nova цинк». Всего в процесс защиты магистерских квалификационных работ было вовлечено 52 человека, включая пять членов государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Это значит, что одновременно в сети находилось более 50 точек связи, которые отделяли друг от друга порой тысячи километров (скажем, от Верхней Пышмы до Рубцовска Алтайского края — 1 800 км).

«Защита работ магистрантов проходила в программе «Skype для бизнеса», — комментирует начальник управления информационных технологий ТУ УГМК Андрей Крестников. — Технология удаленного обу-чения у нас отработана уже несколько лет. Но важнейшее событие — защита, да еще с таким множеством статусных участников, — впервые. Поэтому заранее нашими ИТ-специалистами были проведены несколько стадий тестирования надежности связи. В день работы членов ГЭК никаких сложностей не возникло, все компьютеры и их владельцы были готовы к общению. Презентации магистранты демонстрировали сами, затем были вопросы и ответы. Суммарно защита тринадцати работ заняла около шести часов. Примерно такое же время потребовалось бы и на защиту в очной форме, в привычном режиме».

Сами новоиспеченные магистры, сравнивая свои ощущения с тем, как проходили защиты раньше, говорят о неизменном чувстве ответственности, но иных эмоциональных ощущениях. Анастасия Лихошерстова: «Нынешняя нестандартная защита, где я одна перед экраном и камерой, а не непосредственно перед комиссией, по уровню волнения, напряженности соответствовала важности события. Ответственность никак нельзя было преуменьшить, хоть и защищалась я в этот раз со своего домашнего компьютера в квартире в Верхней Пышме. Связь, к слову, была замечательная. Да, я не могла видеть реакцию членов ГЭК, отвечала на их вопросы «в экран», но, возможно, это и к лучшему — так меньше отвлекаешься на внешний фон, полностью концентрируешься на сути вопроса. Что было действительно непривычно, так это отсутствие рядом других магистрантов. За два с половиной года обучения мы сильно сблизились, сдружились. Каждый изучал систему учета и анализа себестоимости продукции на своем предприятии, но потом сравнивали результаты, обобщали данные, обменивались опытом. А в момент защиты пришлось находиться далеко друг от друга. Обычно ведь в таких случаях студенты подбадривают друг друга, дружно встречают после защиты аплодисментами. Здесь мы непрерывно слушали защиты друг друга и каждого, кто «отстрелялся», поздравляли по телефону».

Отметим, что сама Анастасия должна была защищаться в родном Гае, но комплекс новых знаний, полученных в процессе обучения в магистратуре ТУ УГМК, способствовал ее переводу в управление бюджетирования управляющей компании ОАО «УГМК». Теперь она живет в Верхней Пышме и участвует в новом проекте формирования финансовых моделей горных и металлургических предприятий УГМК и холдинга в целом.

Универ на «удаленке»

Олимпиада онлайн, лаборатория в 3D и кухня-аудитория: как строится высшее образование в новых реалиях

tu-ugmk-02

Когда весь мир перешел на дистанционную работу, учиться из дома пришлось и студентам Технического университета УГМК. Мы поговорили с начальником методического управления вуза, заведующей кафедрой гуманитарных и естественно-научных дисциплин, кандидатом педагогических наук Татьяной Гурской и разобрались в новой схеме обучения.

— Татьяна Викторовна, университет был готов к переходу на дистанционное обучение или все-таки были некоторые сложности?

— Благодаря вложениям учредителя университета — ОАО «УГМК» — еще на стадии создания вуза в 2013 году было принято решение по его оснащению самыми передовыми технологиями и системами. У нас свой центр обработки данных, электронная образовательная система BlackBoard, электронное расписание. В последние два года мы установили видеокамеры, программное обеспечение для разработки электронных курсов, организовали студию обработки видео, «облако» для документооборота. уже сейчас подготовили более 30 электронных курсов. Кроме того, наработана практика дистанционного обучения слушателей программ повышения квалификации и студентов заочного обучения. Так называемая смешанная форма обучения использовалась и в обучении магистрантов: проводились вебинары, семинары, учебные совещания. Со студентами очной формы обучения еще в прошлом году мы проводили в тестовом режиме удаленное обучение по дисциплинам «физика» и «высшая математика». Так что переход на стопроцентное дистанционное обучение практически не создал проблем с технической точки зрения.

— Как показывает практика, у студентов не возникает проблем с выходом на связь?

— Наши студенты с первого курса привыкают к работе в онлайн-режиме: все задания, часть лекционных курсов, методических материалов размещаются преподавателями в электронной образовательной среде университета BlackBoard. Поэтому обучающиеся имеют ноутбуки либо домашние компьютеры. Нескольким студентам Технический университет УГМК предоставил ноутбуки во временное пользование. В самом крайнем случае, например при временной поломке компьютера, студент сможет зайти на портал через мобильный телефон — наша система адаптирована и для такого вида просмотра контента. А с учетом того, что современная молодежь, что называется, «родилась с мобильным», многим это дается без проблем.

— Появились ли в связи с «удаленкой» изменения в образовательном процессе?

— Обучение строится в соответствии с учебными планами и графиком учебного процесса. Занятия идут по расписанию. Отличие лишь в формах подачи учебного материала. Лекции проходят в режиме видео-конференц-связи на платформе Mind или Skype. Практические, лабораторные работы проводим с помощью виртуальных лабораторий на основе различного программного обеспечения. Контроль качества знаний ведем через знакомую уже систему BlackBoard. Надо сказать, что этот контроль сейчас даже усилился. Если в режиме реального времени на занятии не всегда удавалось проверить степень усвоения учебного материала каждым студентом, то теперь я вижу в BlackBoard участие каждого. Все студенты имеют персональный доступ в систему, по всем занятиям фиксируем как вход, так и выход. Кроме того, в программах есть система оценки активности студента, при помощи которой мы видим своевременность выполнения задания.

Кроме того, мы научились вести и дистанционную воспитательную работу. Ребята совместно с управлением по воспитательной работе вуза готовят проекты к 9 Мая и даже снимают видеоролики, которые размещают на страничках университета в соцсетях.

— Какие выводы уже можно сделать по работе в новых условиях?

— Во-первых, как показала практика, общие каналы связи и облачные сервисы оказались не готовы к возросшей нагрузке. Но эта проблема оперативно решается нашими ИТ-спе-циалистами. Второе, как ни странно, возникли бытовые неудобства: некоторым преподавателям пришлось экстренно переоборудовать свои кухни и спальни в рабочие места с подобающим фоном. Но это прекрасная наука для всех и задел на будущее, так как сейчас мы под руководством директора университета уже продумываем концепцию развития университета под новые реалии.

Третье — рост количества запросов по заполнению разнообразных форм отчетности от контролирующих органов. Это отнимает много рабочего времени, но мы понимаем важность ситуации и готовим ответы.

— От чего пришлось отказаться с переходом в онлайн-пространство?

— От непосредственного живого контакта с учащимися, а это, как выяснилось, необходимо и студентам, и преподавателям. Некоторые мероприятия, казалось, невозможно перенести в онлайн.Однако мы находим выход: проводим онлайн олимпиаду по начертательной геометрии, инженерной графике и компьютерной графике, студенческую утреннюю гимнастику и многое другое. Пришлось почти отказаться и от личного вечернего времени преподавателям. Теперь свободное время педсостава заключается в подготовке материалов к следующим занятиям, размещению их в системе, разработке методик обучения и пр. Даже «оперативки» с директором сместили на вечернее время и проводим обсуждение в режиме видео-конференц-связи. Кстати, это действует и как очередное командообразование: мы видим друг друга в неформальной обстановке, с другой стороны рабочего процесса. И в этом еще один положительный момент.

tu-ugmk-03-678x452

Комментарий

Вячеслав Лапин, директор Технического университета УГМК:

— Опыт работы и ограничения в режиме самоизоляции дал прекрасную возможность перебороть стереотипы некоторых, в прошлом консервативно настроенных педагогов, представителей проверяющих органов и других участников образовательного процесса. Необходимо воспользоваться этой возможностью, чтобы и в дальнейшем нарастить преимущества электронных технологий.

Поделиться статьёй