Шины для подземной техники: проблемы выбора

Анна Кислицына

В 2024 году, впервые после тридцатилетнего перерыва, в России будет введен в действие актуальный стандарт, регламентирующий порядок выбора шин для подземной техники. Разработка такого документа была инициирована ООО «ЕРТ-Групп» в прошлом году — предложение поддержали как представители технического комитета по стандартизации «Горное дело», так и поставщики и пользователи шин. О том, какие проблемы в отрасли позволит решить новый ГОСТ, и о необходимости консолидации экспертного сообщества мы поговорили с Василием Ракитиным, членом Высшего горного совета, директором ООО «ЕРТ-Групп».

ert-01-678x410
Василий Ракитин, член Высшего горного совета, директор ООО «ЕРТ-Групп»

Перемены на рынке подземных шин

— Василий Алексеевич, как перемены последних полутора лет сказались на рынке шин для подземной техники?

— Для начала отмечу, что сам рынок весьма непрост. На первый взгляд может показаться, что между шинами для открытых работ и для подземки нет существенной разницы, но на самом деле она очень значительна. Условия эксплуатации при подземных работах куда более суровы. Например, если средний срок службы шины для карьерной техники приблизительно составляет около года-полутора, то для шин на подземную технику такое значение просто недостижимо. Например, шины на ПДМ обычно служат не больше четырех месяцев — можно сказать, это максимум.

— Что может помочь увеличить данный показатель?

— Какое-то увеличение ресурса, при грамотном использовании, могут дать защитные цепи, также влияет на ситуацию и квалификация оператора техники. Это все может помочь, но повышение ресурса будет совсем небольшим — впрочем, справедливости ради отмечу, что в финансовом выражении это может быть существенно, поскольку шины уверенно удерживают лидерство в статьях расходов горнодобывающих предприятий наряду с БВР и ГСМ.

Но первоочередным является изначально правильный выбор шины. И сегодня именно это является узким местом для многих предприятий. Дело в том, что за последние десятилетия рынок был достаточно насыщен и стабилен — специалисты-механики успели познакомиться со многими брендами, которые поставляли свою продукцию в Россию, изучить их особенности и отличия и выработать стратегии по эксплуатации тех или иных моделей. Сейчас, в последние полтора года, ситуация кардинально изменилась — известные бренды, в основном, перестали осуществлять поставки в страну, и на рынке появилось много новых игроков. Это не означает, что их продукция хуже; на самом деле «лучше/хуже» — понятия очень относительные и зависят от конкретных условий. Одна шина будет более подходить для работы, к примеру, при высоких температурах, другая будет более устойчива к абразивности.

К сожалению, даже сами производители не всегда могут предсказать, как поведет себя та или иная модель в обозначенных условиях эксплуатации. Ведь для этого нужна постоянная и очень плотная работа со своим потребителем – нужно всегда воспринимать и слышать обратную связь. Мы в «ЕРТ-Групп» уже почти двадцать лет занимаемся поставками шин и всегда считали, что даже негативный отзыв — это хорошо! Хорошо, потому что это обратная связь с потребителем, потому что дает понимание, в каком направлении двигаться и что улучшать.

ert-02-678x577

— Значит, ГОСТ, разработку которого вы инициировали в прошлом году, даст возможность предприятиям делать грамотный выбор?

— Да, и особенно важно, что этот выбор не будет как-то привязан к брендам — только к техническим характеристикам и параметрам эксплуатации. К сожалению, сейчас на рынке шин, как, пожалуй, и в других сферах, будь то b2b или b2c, очень много завязано на маркетинг. Само по себе это нормально — техники продвижения товара очень важны, и производителям нужно уметь правильно и грамотно заявлять о себе. Но «обертка» никогда не должна быть важнее, чем содержание.

И ведь зачастую это происходит не по злому умыслу и даже не из-за погони за прибылью. Просто успели сформироваться такие заблуждения как у потребителей, так и у поставщиков, что «дорогое — всегда качественное», или, к примеру, если говорить предметно о шинах: «Если шина быстро выходит из строя — берем более крепкую!» Но это ошибка! Часто шина выходит из строя не из-за порезов, а из-за химического разрушения, т. е. по показателям теплостойкости.

— Но ведь поставщики в целом хорошо знают свой продукт и могут указать заказчику наиболее эффективный вариант…

— Могут и в подавляющем большинстве случаев так и поступают — ни один добросовестный поставщик не будет заинтересован в том, чтобы его продукция проявила себя неэффективной или некачественной. Но здесь вступает в силу другая трудность — все понимают, что поставщик все-таки является стороной заинтересованной. И даже если его консультация будет грамотной и объективной, у него практически не будет возможности подтвердить свои слова без нормативной базы или без привлечения экспертного сообщества.

Формирование экспертного сообщества, к слову, второе необходимое условие для создания устойчивого рынка — это справедливо не только для шин. Эксперты, каждый со своими компетенциями и опытом, смогут обеспечить достоверную оценку тех или иных технических решений, предложить наиболее эффективные способы решения производственных задач. И это будут объективные, беспристрастные, независимые суждения. Это очень заметно сейчас, при работе над ГОСТом — в технический комитет по стандартизации ТК 269 «Горное дело» входят представители и машиностроительных, и горнорудных, и научных организаций, которые совместно ведут создание методики.

Уверен, что надо и дальше активно развивать сотрудничество в горнодобывающей отрасли. Ввиду последних событий профессиональное сообщество показало большой потенциал в консолидации, и необходимо ковать железо, пока горячо, — на этой базе строить и экспертное сообщество, те группы, к мнению которых будут прислушиваться в тех или иных вопросах. При этом важно, чтобы участие в таких группах принимали не только производители или разработчики техники, а и сотрудники горнодобывающих компаний, то есть те люди, у которых есть непосредственный опыт эксплуатации изделий. Тогда оценкам будет обеспечена и глубина, и объективность. Пользуясь случаем, призываю коллег по отрасли присоединяться к формированию экспертного сообщества.

На что обратить внимание предприятиям при выборе шин для подземной техники?

— Ввод в действие стандарта намечен на следующий год. А что до этого времени могут сделать предприятия, чтобы сделать правильный выбор?

— Пока — только ждать и надеяться! (Смеется.) Если серьезно, то скажу довольно очевидные вещи. Во-первых, стоит помнить, что для подземной добычи самая лучшая шина — поверхность которой приближена к гладкой, чтобы породе не за что было зацепиться. Второе — помнить, что всегда можно сделать пробную поставку: посмотреть, как новая продукция покажет себя в деле, и, в случае если что-то пошло не так, не бояться пробовать новые модели или менять поставщика. Третье — хорошо знать и понимать условия эксплуатации на своем предприятии.

Справка

ООО «ЕРТ-Групп» более восемнадцати лет осуществляет поставки шин для горной техники. В прошлом году компания начала выпуск шин под собственным брендом Minering. Одной из главных задач в компании считают развитие российского рынка шин. ООО «ЕРТ-Групп» принимает активное участие в жизни профессионального сообщества. В 2023 году совместно с НП «Горнопромышленники России» и ТК 269 участвуют в формировании экспертных сообществ, в которые могут вступать все заинтересованные группы, включая представителей предприятий — потребителей техники.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку