Отечественное ПО для горной индустрии: отложенный спрос

Наталья Дёмшина

Чтобы получить готовый качественный софт, добывающим компаниям важно говорить отечественным вендорам о своих требованиях к специализированному ПО. Иначе недропользователи рискуют получить совсем не то, что им необходимо.

Об этом шла речь на цифровой конференции Mining Goes Digital, которая уже по традиции состоялась на «МАЙНЕКС Россия» 8 и 9 октября 2025 года. Представители российских разработчиков ПО и горнодобывающих предприятий говорили о том, чего удалось достичь в плане цифровизации и автоматизации добывающих производств с 2022 по 2025 год.

minex-cifra-01-minex-cifra-01-678x452

До 2022-го, по данным компании KAMA FLOW, зарубежные решения занимали около 80 % российского рынка софта для добычи и переработки полезных ископаемых. Срок их амортизации или истёк, или заканчивается в ближайшие два года.

Это заставляет отечественных недропользователей активно инвестировать в разработку ПО и телекоммуникационного оборудования.

— Мы видим большой потенциал рынка для развития отечественных вендоров в создании и совершенствовании продуктов для горнодобывающей отрасли. Потенциальная ёмкость рынка составляет около 40 миллиардов рублей, — говорит Кирилл Тишин, партнёр, компания KAMA FLOW.

Однако добывающих предприятий, потенциально заинтересованных в покупке горно-геологического ПО и имеющих финансовые возможности для его внедрения, в России не слишком много. На 2025 год насчитывается всего 237. Вендоров же около десяти, что создаёт высокую конкуренцию.

— И это хорошо, — считает Борис Курцев, управляющий директор компании «Гинтелл». — Конкуренция позволяет выжить сильнейшему, а сильнейший — значит лучший.

Процесс пошёл

Пока в России не создано отечественных продуктов, на 100 % способных заменить зарубежные разработки. Именно поэтому недропользователи до сих пор продолжают применять иностранный софт. Согласно опросу, проведённому компанией «АИОМ Технологии», 15 % специалистов отрасли используют отечественные инженерные системы для решения отдельных горно-геологических задач и лишь 5 % реализуют проекты комплексного внедрения.

Тренд на использование иностранного софта в 2025 году сохраняется, но недропользователи начали внедрять отдельные отечественные модули и даже целые системы, охватывающие планирование и проектирование горных работ.

— В последние три года мы наблюдаем поступательное движение в развитии всех вендоров. И большинство из них работает в партнёрстве с горнодобывающими предприятиями. Однако разработчики ПО заинтересованы в ещё большем вовлечении горнодобывающих компаний в создание новых решений, — говорит Иван Васильев, генеральный директор «АИОМ Технологии». Главное достижение, по мнению Бориса Курцева, — «процесс пошёл, и его уже невозможно развернуть или остановить».

С другой стороны, добывающие компании не торопятся запускать проекты внедрения ГГИС, предпочитая внедрять высокомаржинальные быстрые проекты, которые дают быстрый эффект. А внедрение ГГИС, например, не всегда приносит быструю отдачу, поскольку создание сложных инженерных систем требует много времени и существенных затрат.

— Практически все потенциальные клиенты посмотрели всех вендоров, протестировали — и более 70 % заняли выжидательную позицию, ожидая, когда функционал систем, которые разрабатываются сейчас, будет их полностью удовлетворять. То есть сейчас формируется отложенный спрос, — отмечает Иван Васильев.

Участники дискуссии согласились с результатами опроса, что для создания сложных комплексных систем требуется существенное время. Прошедший с 2022 года период слишком короток для разработки новых, полнофункциональных систем.

Практический опыт

В рамках цифровой конференции представители отечественных вендоров рассказали, какие новые продукты разработали за последний год, поделились данными тестирования и внедрения на действующих добывающих производствах. Были представлены также решения по роботизации карьерной техники.

Специалисты компаний-недропользователей выступили с докладами о том, как на добывающих предприятиях используют IT-инструменты при подготовке геологической документации («Полюс»), в онлайн-мониторинге буровых работ («АЛРОСА-Спецбурение») и других проектах.

Обсуждались также возможности развития комплексных цифровых проектов цифровизации добычи полезных ископаемых при поддержке государства.

Продукты будущего

— Российский горнодобывающий рынок для разработчиков ПО сейчас сравнительно мал. Поэтому вендорам стоит смотреть шире — на международный рынок. И создавать решения, которые будут востребованы не только в России и СНГ, но и в других странах, не только через год-два, а через 10–15 лет, а для этого принципиально важно отслеживать и вовремя внедрять все ключевые мировые тренды и технологии, — уверен Иван Васильев.

Для этого не подходит реинжиниринг уже существующих зарубежных решений, на базе которых пока строится значительная часть российского ПО для добывающей промышленности. Нужны новые идеи, а они чаще всего рождаются в небольших компаниях, часто в стартапах.

Большинство российских вендоров — именно такие, и у них есть шанс придумать что-то новое. Однако в рамках глобального международного тренда нас ожидает консолидация IT-разработчиков, в России останется 2–3 крупных компании, занимающихся созданием всей линейки ГГИС, и 1–2 нишевых игрока, специализирующихся на узких профессиональных решениях.

Сделать шаг вперёд

По мнению Кирилла Тишина, созданию и развитию российских IT-продуктов способствует политика государства. В проект новой версии (2.0) государственного «Перечня типовых отраслевых объектов критической информационной инфраструктуры» уже добавлено несколько решений из линейки отечественных ГГИС.

Свою лепту вносят и глобальные тренды. Информационные решения, в том числе с применением искусственного интеллекта, повышают технологичность добывающих компаний, что увеличивает их акционерную стоимость.

К 2027 году, по данным KAMA FLOW, мировой рынок AI в горнодобыче вырастет до $4,8 млрд. К 2030 году до 70 % новых рудников будет строиться с элементами автономии: с использованием беспилотных самосвалов и подземной техники. Уже сейчас до 40 % компаний инвестирует в «умные» фабрики. 80 % крупных африканских добывающих компаний, за исключением ЮАР, уже внедряют искусственный интеллект в моделирование залежей. А применение беспилотной техники позволяет снизить затраты на добычу на 15–25 %.

— Горнодобывающие компании будут продолжать развитие своего цифрового ландшафта, — считает Борис Курцев. — При этом коллеги на форуме не раз замечали, что недропользователи сейчас готовы инвестировать только в проекты с коротким сроком окупаемости и существенным обоснованным, экономическим результатом. Менять софт ради замены софта никто не готов: заказчики стремятся сделать шаг вперёд. В ближайшие 2–3 года они будут вынуждены продолжать использовать доступные для них рабочие версии исторических ГГИС, при этом запуская внедрение отдельных российских модулей, которые реально улучшают производство и быстро повышают его эффективность.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку