Африканда: быстрая, компактная, многогранная, эффективная

Беседовала Анна Кислицына

Африкандовское месторождение станет одним из ключевых объектов в рамках реализации принятой в России стратегии по обеспечению технологического суверенитета. Одна из главных особенностей проекта — ориентир не только на обеспечение потребителей сырьем, но и на активное участие в реформации редкоземельной отечественной отрасли. О ходе реализации проекта, планах его развития, а также о необходимости перемен на рынке редкоземельных металлов журналу «Глобус» рассказал Андрей Тренин, директор АО «Аркминерал-Ресурс».

afrikanda-01-576x678
Андрей Тренин, директор АО «Аркминерал-Ресурс»
— Андрей Дмитриевич, расскажите об итогах 2022 года для Африкандовского проекта. Что вам удалось реализовать?

— Год складывался для нас сложно, но мы смогли достичь значимых успехов: во-первых, к 2022 году мы завершили полевые работы — в ходе них были пробурены 30 скважин, подготовлены для дальнейшей аналитики керн и образцы руды. Стадия анализа продлится почти до конца 2023 года: по его итогу мы сможем оконтурить рудные тела, провести исследования для проектирования ГОКа, получим необходимую базу данных для построения контура карьера, блочных моделей месторождения, создания концепции его освоения.

Во-вторых, в завершающей стадии находится разработка основных технических решений по карьеру, хвостохранилищу, обогатительной фабрике, технологий по переработке и получению наших конечных продуктов — диоксида титана, ниобия, тантала, редкоземельных металлов.

afrikanda-02-678x218

Также мы продолжаем идти с опережением графика в части технологических исследований, разработки технологических регламентов. Например, в этом году завершаются испытания по переработке перовскитового концентрата — эту работу проводит наш партнер — Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И. В. Тананаева Кольского научного центра РАН. А в прошлом году у нас был проведен анализ лежалых образцов руды — также при помощи Геологического и Горного институтов Кольского научного центра РАН, по итогам которого была продемонстрирована возможность обогащения на представительных пробах руды. Это результат полупромышленных испытаний на более чем десяти тоннах руды, полученных на месторождении: по их итогам мы подтвердим промышленную масштабируемость проекта и устойчивость его технологии в ходе крупнотоннажных испытаний.

Разработку технологического регламента обогащения руды проводит АО «Механобр Инжиниринг» (Санкт-Петербург), предприятие с огромным опытом и знанием особенностей нашей руды и нашего участка. Завершение разработки запланировано на I квартал 2023 года. На ее базе мы сможем осуществить экономическое проектирование, провести оценку эффективности технологических, проектировочных решений, выбрать оптимальную технологию предобогащения. Кроме того, в I квартале нынешнего года мы должны завершить основные технические решения по месторождению базовой производительностью в 1 млн т руды с разработкой ситуационного плана.

— Каковы предварительные итоги технологических исследований?

— Предыдущая серия исследований дала основания надеяться на хорошие перспективы в части и выхода концентрата из руды, и выхода конечной продукции из концентрата. И, согласно новым данным о том, как проявила себя усовершенствованная технология, наши надежды полностью оправдались: по итогам конкретных испытаний представительных проб руды удалось нарастить выход на 5 %.

Также возможно, что у нас добавятся некоторые высоко востребованные продукты, которые мы не закладывали в бизнес-план, но пока конкретику сообщать об этом рано.

— Запуск производства намечен на 2026 год. А когда планируется начать строительство объектов?

— Еще в прошлом году мы начали работу по размещению будущих объектов нашей горно-обогатительной фабрики и будущего химико-металлургического комплекса на местности с привязкой к конкретным объектам. Эта работа ляжет в основу проектирования и строительства непосредственно самих производственных объектов.

— Есть ли на данном этапе понимание, какие современные возможности цифровизации и автоматизации будут задействованы на вашем будущем предприятии?

— Конечно, наше будущее производство должно быть прозрачным, легко управляемым, современным. Мы с интересом следим за опытом наших коллег, которые активно внедряют цифровые инструменты и пользуются всеми возможностями автоматизации, например за проектами «Норникеля». И сами уже на данном этапе предусмотрели применение и BIM-технологий, и систем позиционирования, и машинного зрения. Все это будет заложено на стадии проектирования.

Также уже в ходе строительства параллельно с реальными производственными объектами будет создаваться цифровой двойник Африканды — инструмент, благодаря которому мы будем иметь оперативный доступ ко всем узлам, агрегатам, технике, проводить мониторинг и контроль хода работ.

— Оказала ли влияние ситуация с санкционными ограничениями на реализацию проекта? Пришлось ли вам вносить изменения в планируемые решения?

— В плане техники и оборудования нам ничего не пришлось менять: мы изначально были сосредоточены на использовании решений российского и белорусского производства и максимально ушли от импорта. Влияет на это и компактность будущего предприятия: у нас заложены небольшие расстояния от места непосредственной добычи до обогатительной фабрики, всего в 1–1,5 километра, что, конечно, сокращает парк техники. К тому же нам «помогает» и само месторождение! Наша Африканда не только компактна, но и легка в отработке: рудное тело лежит практически на поверхности, и, по всем проведенным исследованиям, месторождение состоит из сплошной руды, фактически без пустых пород и с нулевой вскрышей.

Если же говорить не об аспекте обеспечения оборудованием, то 2022 год показал стратегическую значимость не только нашего проекта, но и всей редкометалльной отрасли для России. Это — только ключ, который позволит нашей стране обеспечить подлинный технологический суверенитет, а не просто сменить каналы поставок с западных на восточные. И сейчас как никогда необходима консолидация всех участников отрасли: поставщиков, производителей, представителей органов власти — для развития и реализации потенциала наших редкометалльных месторождений.

— Как свою роль в развитии отрасли, в участии в проблемах в жизни профессионального сообщества видит ваша компания?

— В 2022 году наша компания присоединилась к Российскому союзу промышленников и предпринимателей (далее — РСПП), а также к Ассоциации производителей и потребителей редких и редкоземельных металлов, созданной ГК «Росатом» при поддержке Минпромторга.

Я возглавил комиссию в составе РСПП, целью которой является проработка мер господдержки отрасли редких металлов. Мы с коллегами из рабочей группы подготовили ряд предложений, которые позволят редкометалльщикам строить и развивать эффективное производство: это расширение и гармонизация номенклатуры металлов, снижение ряда налоговых ставок, применение различных схем финансирования, а также ряд других мер. К настоящему моменту президент РСПП Александр Шохин направил наше обращение в правительство, и теперь подготовленный проект рассматривается профильными министерствами и ведомствами.

— Какова одна из первичных целей в рамках развития редкоземельной отрасли?

— Сейчас критически важно стимулировать внутренний спрос на отечественное сырье, иначе планы по повышению объемов производства окажутся бесполезны, у инвесторов просто не будет стимула вкладываться в проекты по редкометалльным, в т. ч. редкоземельным металлам. Поэтому мы должны переориентировать наших потребителей на отечественный продукт. В свою очередь, параллельно с этим должна идти работа по насыщению рынка высокомаржинальными качественными продуктами, созданию производств, нацеленных на глубокую переработку. Нам предстоит трудная дорога — необходимо нарастить собственные технологии, чтобы создавать конкурентоспособную продукцию. К тому же наши редкометалльные месторождения, несмотря на огромные запасы, нечасто могут похвастаться высоким содержанием. И поэтому так важна координация отрасли, как поставщиков, так и заказчиков и государства.

Это не просто слова. Мы на себе ощутили, насколько эффективна синергия, консолидация, ведь благодаря нашим научным партнерам: АО «Механобр Инжиниринг», АО «Гипроцветмет», ВИМС и целой плеяде институтов Кольского центра РАН, благодаря их творческому подходу, нацеленности на результат, их добросовестному труду сегодня Африкандовский проект достиг таких высоких темпов развития. Я уверен, что с такими профессионалами мы выполним все намеченные задачи.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку