Добыча свинца и цинка в суровой Арктике

Беседа с руководителями АО «ПГРК», выступающего оператором проекта, – исполнительным директором Игорем Семеновым и директором по стратегии и инвестициям Олегом Бойковым.
Автор: Юлия Артамонова

Игорь Семенов, исполнительный директор АО «ПГРК»
Олег Бойков, директор по стратегии и инвестициям АО «ПГРК»,

– Расскажите о проекте. Чем он интересен для «Атомредметзолота»?
Игорь Семенов:
– Проект «Павловское» предполагает строительство самого северного в России горно-обогатительного комбината по производству свинцово-цинковых концентратов. В 2016 году полностью завершены геологоразведочные работы, запасы поставлены на государственный баланс.
За время поисковых работ было пробурено более 24 тыс. п. м скважин. По их итогам установлено, что минерально-сырьевая база Павловского месторождения составляет 47,7 млн т руды с содержанием цинка 5,21 % и свинца 1,15 %. Этого хватит, чтобы несколько десятков лет добывать востребованное в разных областях промышленности сырье. Цинк – четвертый по потребляемости в мире. А в структуре выручки «Павловского» 80 % составляет доля от продаж цинкового концентрата. Уже сейчас Павловское месторождение является крупнейшим полиметаллическим месторождением России по цинку и свинцу, а учитывая его минерально-сырьевой потенциал, может занять лидирующие позиции по запасам этих металлов.
«Атомредметзолото» специализируется на добыче твердых полезных ископаемых и имеет опыт разработки и создания с нуля майнинговых проектов самой различной сложности. Например, в Бурятии успешно функционирует современное добычное производство в условиях вечной мерзлоты. Наша задача – построить экономически эффективное предприятие в еще более сложных условиях Арктики, производить качественную продукцию по конкурентоспособным ценам. Сегодня все для этого делается.
Цифры
47,7 млн т руды с содержанием цинка 5,21 % и свинца 1,15 % составляет база Павловского месторождения

– На каком этапе реализация проекта?
Игорь Семенов:
– Как я уже говорил, проведена геологоразведка, полностью выполнены инженерные изыскания для проектирования и строительства ГОКа и сопутствующей инфраструктуры. Проект включен в реестр приоритетных проектов Архангельской области.
Помимо горно-обогатительного комбината будет спроектирован и построен порт. Он в настоящее время рассматривается как инфраструктурная часть Северного морского пути, а пропускная способность гарантирует вклад в развитие навигации в северных морях.
Павловское месторождение отличает его выгодное географическое местоположение, что дает возможность прямого сообщения дешевым морским транспортом с переработчиками концентратов (Норвегия, Финляндия и т. д.).
Также мы получили подтверждение со стороны потенциальных покупателей – интерес к продукции проявили как российские, так и европейские потребители. Мы заключили ряд соглашений, закрепляющих намерения наших партнеров. Следующим шагом выйдем на офтейк-контракты.

– Недавно на площадке ПМЭФа был представлен альтернативный вариант проекта – строительство ГОКа на морской платформе. Расскажите о нем подробнее.
Олег Бойков:
– Сегодня мы ведем работу по поиску альтернативных проектных решений, позволяющих сконцентрироваться на более эффективной и с экономической, и с экологической точек зрения модели производства.
Совместно с европейскими экспертами уже разработан ряд перспективных предложений, основанных на нестандартном инновационном подходе. Вместо строительства капитальной обогатительной фабрики на суше, рядом с карьером, возможно, используя прибрежное расположение месторождения, перерабатывать руды на специальной технологической барже. Все сооружения и оборудование могут быть смонтированы в комфортных условиях сухого дока, где нет проблем с трудовыми ресурсами и поставками. Такая схема позволит удешевить логистику и затраты на строительство. Предварительно мы оцениваем экономию от реализации сметно-монтажных работ примерно на 50 % от исходного проекта.

– Технология останется той же? Какой метод обогащения планируете применять?
Олег Бойков:
– Мы провели полупромышленные испытания и подтвердили высокие перспективы проекта для рынка. Порода залегает практически на поверхности, коэффициент вскрыши небольшой, что дает возможность применять самый экономичный способ добычи – карьерный.
Первичное дробление руды будет проходить непосредственно в месте добычи. Далее измельченная до небольшой фракции руда будет транспортироваться на обогатительную фабрику, там с помощью мельницы перемалываться в порошок. В качестве метода обогащения выбран традиционный процесс флотации, в результате которого свинец и цинк будут очищены от примесей. Данная технология, а также свойства руды позволят извлекать металлы на 88 % с перспективой увеличения до 90 %, что подтверждено в ходе аудита проекта. Это высокий показатель.
Сопутствующим продуктом выступает серебро. На сегодня утверждены технические параметры: до 200 тыс. т цинкового и 40 тыс. т свинцового концентратов в год. Не исключаю, что в ходе доработки проекта эти параметры могут незначительно поменяться.
Кроме того, мы предложим покупателю качественную продукцию – влажность и химический состав концентратов удовлетворяют требованиям металлургических заводов.

– Сегодня АРМЗ развивает умную добычу урана в регионах. Планируется ли добыча свинца и цинка на цифровой платформе? Какие шаги сегодня делаются для этого?
Игорь Семенов:
– Четвертая промышленная революция сегодня пришла на отечественные предприятия. С помощью IT-программ разрабатываются оптимальные схемы отработки месторождений, выстраивается система промышленной безопасности, моделируются варианты воздействия на эколандшафты. АРМЗ успешно применяет эти технологии на уранодобывающих предприятиях в разных регионах страны. Конечно, создавая новый ГОК, мы ориентируемся на лучшие мировые и отечественные практики. К примеру, на сегодня мы заключили партнерское соглашение с группой компаний «Цифра», специализирующейся в разработке и внедрении в производство цифровых технологий. В частности, речь идет об «интеллектуальном карьере», умной навигации, с удаленным управлением техникой. Такая система будет сама контролировать и управлять процессом, в суровых условиях Крайнего Севера крайне важно свести к минимуму человеческий фактор и, соответственно, обеспечить высокий уровень промышленной безопасности. «Цифра» готова сделать для нас эту уникальную разработку.

– Добыча полезных ископаемых в Арктике – амбициозная задача. С какими трудностями приходится сталкиваться при ее реализации?
Игорь Семенов:
– На Севере говорят: «Если что-то идет не так, то это закон Мерфи в третьей степени», который, в свою очередь, гласит: «Все, что может пойти не так, пойдет не так». Пусть это сказано в шутку, но доля правды в этом утверждении все же есть. Арктические условия существенно влияют на период навигации, производительность и стоимость труда. Всю рабочую силу необходимо доставлять из других регионов. Высокая стоимость завоза топлива, материалов, оборудования также составляет существенную часть бюджета проекта. Эти особенности не лучшим образом влияют на инвестиционную привлекательность арктических горных проектов. Мы нашли эффективное решение проблемы. Мы разрабатываем схему освоения месторождения Павловское, которая находится на стыке горной добычи, судостроения и цифровизации.
Павловское – крупнейший и в то же время непростой проект в диверсификационном портфеле холдинга. Его реализация в Арктике, на Новой Земле, в условиях Крайнего Севера – своего рода вызов нам. Отсутствие инфраструктуры, опробованных технологий, сохранение уникального эколандшафта – вопросы, которые сегодня тщательно прорабатываются нашими специалистами.
Павловское – крупнейший и в то же время непростой проект. Отсутствие инфраструктуры, опробованных технологий, сохранение уникального эколандшафта – главные задачи, которые предстоит решить.
Приведу пример: полевой сезон на Новой Земле длится всего пару месяцев – за это короткое лето экспедиция должна взять пробы грунтов, провести предпроектный инжиниринг. При этом в непогоду даже транспортировка работников и оборудования на архипелаг – это подвиг.
Меня часто спрашивают, как будет проходить борьба со снегом? Отвечаю: добыча будет вестись непрерывно, техника и люди будут работать 24 часа в сутки – снежные завалы не успеют образоваться. А для расчистки дорог приобретем спецтехнику.

– Новая Земля – удаленная территория, в свое время подверженная последствиям научно-технического прогресса. Какие гарантии экологичного производства вы даете?
– Во время строительства и эксплуатации ГОКа будет уделено особое внимание охране окружающей среды в соответствии с требованиями экологической безопасности. Обмен знаниями и открытое общение являются важной частью нашей работы. На всех стадиях реализации проекта базовым принципом является безусловное следование жестким требованиям российского природоохранного законодательства и международных норм. Больше мне добавить нечего.

– Возможны ли другие – аналогичные Павловскому – проекты компании в Архангельской области?
– У нас на Новой Земле есть большая поисковая лицензия на цинк и свинец на рудопроявления площадью 1 150 кв. км. Само Павловское месторождение составляет 12 кв. км из них. Поэтому остров Южный архипелага Новая Земля для нас сейчас наиболее перспективное место в регионе.
Еще в 2013 году рядом с Павловским мы провели поисково-оценочные работы на лицензионной площади, оценили перспективы рудопроявлений Северного и Перевального. По Северному рудопроявлению получены хорошие результаты. Геологическим строением оно отличается от Павловского месторождения, но в чем-то они похожи. В дальнейшем планируем продолжение поисковых и оценочных работ на перспективных участках. По моему мнению, вполне вероятно открытие новых месторождений. Важно, что есть задел для воспроизводства минерально-сырьевой базы вблизи проектируемого предприятия.

Поделиться статьёй