banner-lgmg-862x90-1-1

Инвестиции — в горную добычу

В июле 2019 года Русская медная компания отметила свое 15-летие. За эти годы компания увеличила объемы переработки руды в 20 раз. В РМК разработана и ежеквартально обновляется программа освоения месторождений, рассчитанная до 2050 года: по действующим объектам с добавлением перспективных участков и рудопроявлений.

rmk-01-678x450

В 2019-м РМК инвестирует около 760 млн долл. в горную добычу в России и Казахстане. Это на 13 % больше, чем в прошлом году, без учета инвестиций в приобретение Малмыжского месторождения в Хабаровском крае. Основными инвестиционными проектами РМК в текущем году наряду с Малмыжским проектом в России будут строительство Томинского горно-обогатительного комбината, а также освоение Аралчинского участка Весенне-Аралчинского месторождения и месторождения Кундызды в Казахстане.

Проект Томинского ГОКа включен в «Стратегию развития цветной металлургии России на 2014–2020 годы и на перспективу до 2030 года»

Каждое из месторождений РМК отрабатывается по уникальной схеме, разработанной с учетом особенностей залегания полезных ископаемых. Тщательная проработка проектов освоения месторождений, а также применение современного добывающего и перерабатывающего оборудования позволяет Русской медной компании обеспечивать собственную минерально-сырьевую базу и планомерно наращивать объемы производства меди.

  • ТОМИНСКИЙ ГОК

Особенности руд

Проект Томинского ГОКа включен в «Стратегию развития цветной металлургии России на 2014–2020  годы и на перспективу до 2030 года» (приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 5 мая 2014 года №  839). АО «Томинский ГОК» (входит в Группу «Русская медная компания»), ведущее отработку месторождения меди Томинское в Челябинской области, начало горные работы в 2017 году.

Место расположения месторождения — в 1,5 км юго-восточнее поселка Томино. Прожилково-вкрапленное медное оруденение приурочено к массиву диоритов и кварцевых диоритов. Размеры рудовмещающего штока — около 3,5×3 км. Форма его очень сложная, фигурная с заливообразными границами.

Большая часть массива сложена диоритами (до 65–70 %), тогда как кварцевые диориты развиты в основном в периферийных частях штока (до 20 %).

На Томинском месторождении выделены три промышленно-технологических типа руд: окисленные руды, руды зоны вторичного сульфидного обогащения и первичные сульфидные руды, расположенные в разрезе соответственно сверху вниз согласно вертикальной зональности, типичной для месторождений медных руд. Окисленные руды и руды зоны вторичного сульфидного обогащения локализованы в дезинтегрированных диоритах верхней части разреза и представляют субгоризонтальные пласто- и линзообразные залежи. Первичные сульфидные руды приурочены в основном к литологическим разностям, слагающим диоритовый штокверк, а также отмечаются в многочисленных ксенолитах вулканитов среди диоритов.

В соответствии с Классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых Томинское месторождение медных руд относится ко 2-й группе сложности геологического строения.

Сроки отработки

В проекте разработки месторождения на первом этапе принята схема доставки руды большегрузными карьерными автосамосвалами до гирационной дробилки, расположенной на промышленной площадке обогатительной фабрики. На втором этапе отработки месторождения карьером конечной глубиной 540 м предусматривается использовать циклично-поточную технологию (ЦПТ) с глубины 250 м.

Предельный контур карьера намечено отстроить таким образом, чтобы по борту под углом наклона не более 11° можно было разместить рудный конвейер. Переход карьера на ЦПТ позволит сократить эксплуатационные затраты и снизить экологическую нагрузку от работы дизельных двигателей карьерных автосамосвалов.

Производительность обогатительной фабрики — 28 млн т руды в год, возможно увеличение объемов до 36 млн т руды в год.

Технология

На месторождении используется углубочная продольная двухбортовая система разработки с внешним отвалообразованием (согласно классификации В. В. Ржевс-кого). Для подготовки скальной горной массы применяется буровзрывной способ. Высота рабочей зоны при отработке месторождения — переменная.

rmk-02-678x453

Вскрытие карьеров РМК «Томинского» и «Калиновского» осуществляется системой внутренних капитальных траншей с уклоном 80 %. Форма трассы на Томинском карьере петлевая, на Калиновском — комбинированная спирально-петлевая. Подготовка вскрытых горизонтов к разработке производится с помощью разрезных траншей.

Отработка месторождения ведется двумя карьерами — Томинским и Калиновским. В период горно-капитальных работ горные работы проводятся на двух карьерах одновременно, однако до 2025 года руда будет добываться только в Томинском карьере. Калиновский используется для выемки скальных вскрышных пород, направляемых на собственные нужды предприятия. В дальнейшем карьеры будут работать совместно до конца отработки месторождения.

На предприятии принята цикличная технология ведения работ с использованием экскаваторов, автосамосвалов. Когда понижение дна достигнет 250 м, планируется использовать первичное дробление в карьере и транспортировать руду конвейером на поверхность.

Погрузка горной массы, транспортировка руды и вскрышных пород будут выполняться автосамосвалами грузоподъемностью 180 т с двухтопливной системой, работающей на дизельном топливе и сжиженном природном газе. Пилотный проект по использованию таких машин планируется запустить в ближайшем будущем на аналогичном предприятии Русской медной компании — Михеевском ГОКе.

Буровзрывные работы

Для выполнения буровзрывных работ привлекается подрядная организация. Применяются эмульсионные взрывчатые вещества, которые доставляются зарядными машинами.

На данном этапе объемы незначительные, только для удовлетворения потребностей при строительстве ГОКа. В дальнейшем планируется использовать для проведения буровзрывных работ станки типа DML компании Atlas Copco.

Технический парк

Горные работы в карьерах проводят подрядные организации. Временно применяются машины с шарнирно-сочлененной рамой и карьерные самосвалы. В будущем планируется использовать автосамосвалы грузоподъемностью 180 т.

За предельным контуром карьера располагаются две гирационные дробилки компании Метсо 60-89. Подавать руду к дробильным комплексам планируется автомобильным транспортом, далее — конвейерами.

Автоматизация

В компании прорабатывается вопрос приобретения собственного парка карьерного транспорта. Рассматриваются различные варианты его диспетчеризации.

ВЕСЕННЕ-АРАЛЧИНСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ (АРАЛЧИНСКИЙ УЧАСТОК)

Особенности руд

Месторождение медноколчеданных руд Весенне-Аралчинское расположено на границе Республики Казахстан и Российской Федерации. Южная часть находится в Хромтауском районе Актюбинской области РК (Аралчинский участок), северная — в Домбаровском районе Оренбургской области РФ (Весенний участок).

Поскольку месторождение трансграничное, его полную отработку по экономическим и технологическим соображениям недропользователям Республики Казахстан и Российской Федерации предпочтительно вести совместно. Переработка руды осуществляется также двумя обогатительными фабриками — в АО «Ормет» (Оренбургская область, Российская Федерация, входит в Группу «Русская медная компания») и в ТОО «Актюбинская медная компания» (Актюбинская область, Республика Казахстан, входит в Группу «Русская медная компания»).

На месторождении выделено 10 рудных тел. Основные балансовые запасы (99,37 %) сосредоточены в рудном теле № 3, отработка которого предусмотрена подземным способом на Аралчинском участке и комбинированным способом на Весеннем участке — открытым с доработкой запасов подземным методом.

Преобладающими на Весенне-Аралчинском месторождении являются массивные (сплошные) колчеданные руды, объем которых составляет около 90 %, вкрапленные руды находятся в подчиненном количестве. Как среди массивных, так и среди вкрапленных разновидностей выделяются два основных природных и технологических типа руд: халькопирит-сфалерит-пиритовый (медно-цинковый) — 80 %, халькопирит-пиритовый (медный) — 20 % всех запасов месторождения, в том числе в казахстанской части запасов медно-цинкового типа — 81,2 %, медного — 18,2 %. Серные колчеданы среди медно-цинковых руд рудного тела № 3 встречаются спорадически и практического значения не имеют.

Основные полезные компоненты — медь (среднее содержание в балансовых запасах (2,62 %), цинк (2,32 %) и сера (39,74 %); попутные — золото (0,2 г/т), серебро (14,1 г/т) и др.

Схема и сроки отработки

Первая очередь строительства подземного рудника выполнена: предусматривается отработка запасов до горизонта плюс 50 м. В 2020 году планируется вывести рудник на проектную мощность в 500 тыс. т руды ежегодно.

Во второй очереди на первом этапе запланирована отработка запасов месторождения ниже горизонта плюс 50 до горизонта минус 150 м. На втором будут отрабатываться запасы ниже горизонта минус 150 м до горизонта минус 300 м.

Срок эксплуатации рудника — 23 года с начала строительства.

Технология

Вскрытие и отработка запасов месторождения Весенне-Аралчинское на территории Республики Казахстан проводится в две очереди.

Запасы 1-й очереди вскрыты четырьмя выработками, расположенными на территории Республики Казахстан.

— Автотранспортный уклон сечением в свету 13,9 м² проходит с поверхности до горизонта плюс 50 м и предназначается для выдачи горной массы подземными автосамосвалами, спуска и подъема людей, оборудования и эксплуатационных материалов с помощью специализированных самоходных машин.

— Механизированный восстающий ствол № 1 сечением в свету 12,0 м² с горизонта плюс 50 м на поверхность для спуска и подъема людей оборудуется шахтным подъемником типа ALIMAK SE 1200 и ходовым отделением.

— Вентиляционный восстающий ствол № 1 сечением в свету 12,0 м² с горизонта плюс 50 м на поверхность используется для подачи свежего воздуха.

— Вентиляционный восстающий ствол № 2 сечением в свету 12,0 м² с горизонта плюс 50 м на поверхность предназначен для выдачи загрязненного воздуха.

Затем вскрываются запасы 2-й очереди следующими выработками:

— автотранспортным уклоном для выдачи горной массы подземными автосамосвалами, спуска и подъема людей, оборудования и эксплуатационных материалов с помощью специализированных самоходных машин;

— вентиляционным восстающим № 3 сечением в свету 12,0 м², который проходится с горизонта минус 300 м на горизонт плюс 100 м и предназначается для подачи свежего воздуха;

— вентиляционным восстающим № 4 сечением в свету 12,0 м² с горизонта минус 300 м на горизонт плюс 100 м для выдачи загрязненного воздуха.

Высота этажа по данной схеме вскрытия принята 50 м.

Весенне-Аралчинское месторождение в соответствии с горнотехническими условиями отрабатывается системами разработки с закладкой выработанного пространства твердеющими смесями и применением на горных работах импортного самоходного оборудования с дизельным приводом.

Выемка основных запасов руды месторождения осуществляется подэтажно-камерной системой со сплошной выемкой руды в восходящем порядке и этажно-камерной системой с камерно-целиковой выемкой руды.

rmk-03-678x364


В 2020 году планируется вывести добычу на Весенне-Аралчинском участке на проектные показатели в 500 тыс. т ежегодно

Технический парк

Для рудника компания приобрела самоходное оборудование производства Sandvik: погрузо-доставочные машины (ПДМ) типа LH 410 с объемом ковша 4 куб. м, самосвалы TH 320 объемом кузова 10,5 куб. м, буровые машины для проходки выработок и очистного бурения, а также вспомогательную технику для доставки материалов и людей.

До обогатительной фабрики ТОО «Актюбинская медная компания», расположенной в 30 км от месторождения, руда доставляется автомобильным транспортом.

Запущено строительство закладочного комплекса производительностью до 200 тыс. куб. м закладочной смеси в год.

Автоматизация

На предприятии введена в эксплуатацию система позиционирования рабочих и оборудования в подземном руднике. Планируется диспетчеризация самоходного оборудования.

РУДНИК ДЖУСИНСКИЙ

Особенности руд

Джусинское месторождение располагается на восточном склоне Южного Урала, в 70 км к северо-востоку от города Орска, в пределах Адамовского района Оренбургской области. Ближайшая железнодорожная станция Теренсай Южно-Уральской железной дороги находится в 5,5 км к северо-востоку.

rmk-04-678x554

Джусинское колчеданно-полиметаллическое месторождение приурочено к скальным породам с крутым залеганием и наличием зон интенсивного дробления и рассланцевания.

Рудная зона имеет крутое западное падение под углом 70° с колебанием падения отдельных рудных тел от 65° до 80°. Подземной разработке подлежат 9 рудных тел, из которых 1, 2, 3, 5 и 7 являются наиболее крупными, залегают параллельно друг другу, сближены между собой и содержат 89,6 % запасов, подлежащих подземной разработке.

Руды представлены в основном сплошными медно-колчеданными, медно-цинковыми колчеданными и серноколчеданными типами.

Схема и сроки отработки

В 2014 году завершены открытые горные работы. Принято решение дорабатывать месторождение подземным способом. Транспортный съезд пройден с отметки +75 м. Параллельно отработаны запасы дна карьера в отметках +30/+20 м. При отработке открытым способом для сокращения объемов перевозки вскрыши локальным проектом был принят внутренний отвал пустых пород, что позволило экономически выгодно добыть руду в  дне карьера.

Сейчас месторождение Джусинское дорабатывается подземными горными работами. В 2019 году запущен в эксплуатацию рудник производительностью 250  тыс. т руды в год. Полный комплекс работ по проходке, креплению выработок и добыче руд выполняет подрядная организация.

На месторождении Джусинское в начале 2019 года запущен в эксплуатацию рудник производительностью 250 тыс. т руды в год

rmk-05-678x442

Технология

Отработка ведется системами разработки с закладкой выработанного пространства твердеющими смесями и применением на горных работах самоходного оборудования с дизельным приводом. Принята этажно-камерная система с камерно-целиковой выемкой руды и закладкой выработанного пространства с целью максимального извлечения полезного ископаемого из недр.

Рудные тела по простиранию разбиваются на блоки, которые последовательно от центра к флангам или от фланга к флангу (в направлении от выработанного и заложенного пространства на массив) вынимаются подэтажами сверху вниз без оставления каких-либо целиков. В зависимости от допустимой высоты обнажения вмещающих пород высота подэтажа 15 м (горизонты +30 м и -30 м) или 10 м (горизонты -110 м и -190 м, рудные тела 7 и 9). Длина блока определяется параметрами обнажения руды по простиранию или изменчивостью залегания рудных тел с учетом обеспечения полноты закладки выработанного пространства.

Технический парк

На руднике используется самоходное оборудование компании Sandvik и Atlas Copco: погрузо-доставочные машины (ПДМ) типа LH 410 с объемом ковша 4 куб. м, самосвалы TH 320 объемом кузова 10,5 куб. м, буровые для проходки выработок и очистного бурения, а также вспомогательная техника на доставке материалов и людей.

Руда автомобильным транспортом доставляется до обогатительной фабрики АО «Ормет», расположенной в 55 км.

Автоматизация

На руднике введена в эксплуатацию система позиционирования рабочих и оборудования в подземном руднике.

КУНДЫЗДЫ

rmk-07-678x457

Особенности руд

Медно-цинковое месторождение Кундызды находится в Мугалжарском районе Актюбинской области Республики Казахстан в 50 км к северо-востоку от железнодорожной станции Эмба. Добычу меди здесь ведет ТОО «КазГеоруд» (Республика Казахстан, входит в Группу «Русская медная компания»).

В геологическом строении месторождения принимают участие различные по составу вулканогенные, субвулканические и интрузивные породы. Наиболее распространенными являются вулканогенные образования мугоджарской свиты (D1m), занимающие 80 % площади месторождения. Мощность свиты составляет более 500 м.

В пределах рудных тел выделенные минералогические типы располагаются в определенной нечетко выраженной последовательности. Основную практическую ценность представляют сплошные руды, в которых сосредоточено более 95% полезных компонентов — медь, цинк, золото, серебро. Главные рудообразующие минералы в них пирит, халькопирит, сфалерит.

Схема и сроки отработки

Границы контура карьера Кундызды определены проектом ТОО «Казгипроцветмет» в 2016 году с учетом корректировки — оптимизации контура карьера. Цель внесенных в «Проект промышленной разработки месторождения Кундызды» корректив состоит в сокращении затрат при разработке месторождения. Предложено решить эту задачу путем оптимизации границ карьера с заменой крупногабаритного оборудования на малогабаритную выемочно-доставочную карьерную технику.

Технология

Вскрытие карьера Кундызды осуществляется системой стационарных (в конечном борту) и «скользящих» съездов (в рабочей зоне карьера), формирующихся по мере постановки уступов в предельное положение в спиральную систему.

Производительность карьера — 2 млн т руды в год. Исходя из запасов руды, находящейся в контуре карьера, и принятой производительности срок эксплуатации карьера составляет 19 лет

Отработка карьера Кундызды производится по транспортной системе разработки с внешним отвалообразованием. Руда доставляется автосамосвалами до перегрузочного склада и отправляется на обогащение. Породу, пригодную для производства щебня, в объеме до 500 тыс. т (182 тыс. куб. м) в год, планируется направлять на ДСУ, остальную часть — в спецотвал. Попутно добываемые забалансовые и серно-колчеданные руды вывозятся в спецотвалы, остальные вскрышные породы — во внешние отвалы.

Отработка месторождения ведется жестко-зависимой углубочной системой разработки с внешним отвалообразованием (по классификации академика В. В. Ржевского).

Карьер отрабатывается системой поступательных съездов. Рабочие горизонты вскрываются вдоль рудного тела. Направление горных работ послойное, с вовлечением в отработку от 4 до 5 рабочих горизонтов.

Высота рабочих уступов по руде и породам принята в 10 м, в соответствии с параметрами используемого в карьере погрузочного оборудования, гидравлических экскаваторов Komatsu PC2000, Terex RН-30.

Все горные работы на месторождении выполняются подрядной организацией.

rmk-08-678x472

Рудник введен в эксплуатацию в 2019 году, в 55 км от месторождения построен пункт погрузки руды в железнодорожные вагоны. Руда с карьера доставляется автосамосвалами до пункта погрузки, а далее железнодорожным транспортом — до обогатительной фабрики ТОО «Актюбинская медная компания».

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку