Выше вскрыши

Диана Андреева

Специалисты АО «Узбекуголь» знают, что добыча угля и других полезных ископаемых открытым способом требует снятия больших объёмов осадочных пород, которые отправляются на внешние отвалы, затем обнажается угольный пласт, и начинается процесс добычи. Отвал — высокая насыпь, полученная в результате производства земляных работ. Его состав — рыхлый лёсс с примесью пёстрого каолина, в котором по щиколотку тонет нога, а ещё твёрдый галечник. Отвалы Ангренского месторождения плоские: по их поверхности прокладываются технологические дороги — грунтовые и железные.

Внутренние отвалы создаются на отработанных пространствах разреза «Ангренский», внешние расположены обычно за его границей. На отвалах работают, как правило, одноковшовые экскаваторы карьерного типа, бульдозеры и железнодорожный транспорт. Образование отвалов связано с приёмкой горной массы и является завершающим этапом вскрышных работ на разрезе.

Наша команда дружна и едина…

uzbekugol-03-uzbekugol-03-678x401

Обслуживанием внешнего отвала филиала «Разрез Ангренский» занят большой коллектив участка № 10 под руководством начальника Абдурашида Рискулова.

— Я коренной ангренец, родился в посёлке Нишбаш в многодетной семье, в которой, кроме меня и брата Алишера, никто горняком не стал, — говорит Абдурашид-ака. — Прежде я трудился на станции ПГУ «Подземгаз», а на разрезе работаю с 1996 года. В течение ряда лет занимал множество всяких должностей и вёл, если можно так выразиться, кочевой образ жизни: по решению руководства переходил с одного участка на другой, при этом оставаясь в границах родного предприятия. С 2020 года руковожу участком № 10. Несмотря на сложности, связанные с пандемией коронавируса, самыми плодотворными для нас стали 2020, 2021 и нынешний, 2025, годы. Более 8 млн кубов горной массы было поднято и свезено в отвалы. Под отвальное хозяйство АО «Узбекуголь» всегда не хватало земельных площадей, ведь общая протяжённость внешнего отвала более 4 км. Директор разреза Александр Корчагин планирует выделить под внешний отвал 150 гектаров пустующих земель, расположенных у подножия Кураминских гор, и заполнить их 100–120 млн кубометров грунта.

uzbekugol-05-uzbekugol-05-542x678

Рабочий коллектив составляют около 90 человек — все мужчины: машинисты экскаваторов, мастера, механики, энергетики и горнорабочие. Излишне говорить, что работа у всех тяжёлая. Технологические грунтовые дороги, проходящие по «спинам» отвалов, прокладывают машинисты бульдозеров и водители автогрейдеров, и по этим дорогам передвигается редкий транспорт на колёсном ходу. Эти дороги — вотчина различных внедорожников — уазиков и вахтовок, перевозящих людей. Понятно, что тут деликатные легковушки не ездят: увязли бы по самые, что называется, уши в каолине, особенно в период обильных осадков.

Здесь, на внешнем отвале, безраздельно властвует тяжёлая землеройно-транспортная техника — карьерные экскаваторы, которых семь единиц, из них три ЭШ (экскаватор шагающий), 6- и 10-кубовые. Остальные четыре — ЭКГ (экскаватор карьерный гусеничный), 5- и 8-кубовые, заняты разгрузкой ж/д думпкаров, одна единица задействована на непосредственной экскавации отвалов. Автогрейдер и бульдозер занимаются прокладкой грунтовых дорог, краны и прочая малая механизированная техника работают на ж/д путях.

На внешние отвалы горная масса перевозится исключительно железнодорожными составами. Без помощи работников путевой службы обойтись невозможно, потому как в их обязанности входят расчистка уступов от камней, насыпание и выравнивание земляного полотна, утрамбовка балласта на ж/д путях, укладка рельсов и шпал.

uzbekugol-07-uzbekugol-07-507x678

После разгрузки горной массы из вагонов-самосвалов и в целях очистки ж/д полотна от её остатков экскаваторщик прицепляет к зубьям ковша внушительных размеров железку, похожую на лопату и вилку одновременно. Оказывается, такие «зубочистки» придумали и сварили мастера завода РГТО (ремонт горнотранспортного оборудования) затем, чтобы эффективно очищать стальные пути от просыпавшихся земли и камней.

На профессионализм специалистов участка № 10 всегда можно положиться. И на тех, кто проработал в отечественной угольной отрасли не один десяток лет, и на представителей перспективной рабочей молодёжи. Это горные мастера Бахром Абдураимов, Мухаммад Абдумуминов, Фахриддин Мухамадов, Ганишер Максудов, Мирзамид Ахмедов, Дониер Абдусаттаров, механик Аширали Мирзамурадов, энергетик Урал Мавланов и другие.

Неплохо зарекомендовал себя в работе молодой специалист, окончивший вуз, заместитель начальника участка Надир Абдусаттаров.

А я иду, шагаю по отвалу…

Самой доминантной профессией на отвале и в угольной отрасли вообще по праву считается машинист экскаватора. Среди этих «аристократов», виртуозно владеющих ковшом, — Шавкат Хамралиев, Бахром Алимов, Хусниддин Мирзамурадов, Икрам Алимов, Мадамин Нижмиддинов, Мухиддин Хамраткулов, Абдухамид Ахмедов.

Мастера стрелы и ковша заставляют свои тяжеленные электрические машины чуть ли не танцевать на гусеницах, а ковшами управляются с такой лёгкостью, что просто диву даёшься! У них успешно учится бравая трудовая молодёжь: Ахрор Майнусов, Элмурад Нормурадов, Бунед Джумаев, Даврон Абдусаттаров, Улугбек Абдуллаев, Фирдамали Насуллаев, Йигитали Ахмадалиев… А если что сломается, машинисты и их помощники немедленно принимаются за срочный ремонт, причём самостоятельно.

Стопоходящая машина, брюхополз, черепаха, эксказавр, армадилл… И каких только определений, в том числе и потешных, не удостоился следующий герой нашей истории!

— Настоящий «дедушка», ему более полувека от роду, — с уважением рассказывает о железном друге машинист с более чем 20-летним стажем Ринат Залалитдинов. — Член отвального ЭШ-трио — шагающий экскаватор, или драглайн. Это самая сложная из землеройных машин. Нет у него ни колёс, ни гусениц. Работает от электричества и имеет стрелу как у крана. Опирается он на грунт опорной плитой, а шаг вперёд делает благодаря «лыжам», со скоростью 80 м/ч. Поскольку «лыжи» большие, то ЭШ может спокойно ходить по самому краю обрыва и при этом не проваливаться. Он действительно ходит к месту работы пешком «на своих двоих», но очень медленно. У него высокая проходимость на мягких, неплотных грунтах, но крайне низкая скорость перемещения. А кубатура ковша моего драглайна равна десятке, так что он ещё не самый крупный среди собратьев. Вообще, драглайны идеальны для работы в труднодоступных местах.

Издали кажется, что экскаватор гладит поверхность склона своим ковшом, ровняет его. Поэтому у местных отвалов плоские поверхности. Но в общей земляной массе много щебёнки. Щебень, крупный и мелкий, как основа добываемого на разрезе галечника, необходим для создания железнодорожного полотна. В галечнике полно булыжников и огромных валунов, каждый весом в несколько сот килограммов, с твёрдостью которых даже дробильная установка не всегда справится. Такие каменюки считаются некондицией и идут на выброс. Что поделать: общий показатель твёрдости горной массы, которую поднимают на вскрыше карьерные экскаваторы, очень высокий.

В настоящее время идёт поэтапное увеличение добычи угля, и до 2030 года ангренские горняки должны постепенно довести производственные темпы до показателя 10 млн тонн угля в год.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку