«Младший брат» разреза «Ангренский»: карьер «Апартак»

Диана Андреева

Ангренский буроугольный бассейн является крупнейшей минерально-сырьевой базой Узбекистана. Он хранит в своих недрах достаточно полезных ископаемых для развития угольной и горнорудной промышленности. Запасы бурого угля в регионе, по оценке специалистов, составляют около двух миллиардов тонн. Таким образом, в целом Центральная Азия углем не обделена. Региональные разведанные запасы угля составляют 4 % мировых и способны обеспечить центральноазиатские страны этим видом топлива на 300 лет, что в пять раз превышает аналогичный показатель по нефти и природному газу.

uzbekugol-apartak-01-678x431

Горняки Ангрена шутливо называют разрез «Апартак» «младшим братом» разреза «Ангренский». Официально он на двадцать лет моложе и действительно миниатюрен по сравнению со своим более крупным собратом. Да, Апартакское угольное месторождение значительно уступает своими размерами Ангренскому, но это обстоятельство нисколько не мешает горнякам добывать и отгружать из забоев «малыша» бурый уголь хорошего качества: считается, что в апартакском угле меньше минеральных примесей.

История разреза «Апартак»

История разреза «Апартак» началась в 1968 году, когда в отрогах Чаткальского хребта были обнаружены мощные угольные пласты и было решено начать разработку этого месторождения. Так было заложено еще одно угледобывающее предприятие производственной мощностью 3 млн т угля в год — разрез «Апартак», названный из-за близкого соседства с одноименным поселком, в котором в основном и проживают люди, работающие на этом предприятии.

Максимальная глубина Апартакского карьера — около 130 м. Это угольное месторождение находится на высоте 1 300 м над уровнем моря. Согласно подсчетам, запасы бурого угля на участке «Апартак» составляют 240 млн т, что позволит трудовому коллективу нацелить планы по угледобыче на дальнюю перспективу.

uzbekugol-apartak-02-678x460

Самая активная деятельность горнорудного ЗАО «Апартак» началась с 1987 года, когда по предложению производственного объединения «Средазуголь» на Ангренское буроугольное месторождение был приглашен коллектив старателей АС «Кызылкум». На тот момент он осуществлял добычу коренного и россыпного золота на территории Узбекистана и других стран Средней Азии. Приглашение было связано с привлечением к добыче угля дополнительных производственных мощностей. В течение двух месяцев с Памира была привезена техника и развернуты вскрышные работы на участке «Наугарзан». Горняки выдавали по 100–120 т ежемесячно, да еще имелись готовые к выемке угольные запасы.

Уже на следующий год было добыто 780 тыс. т угля, а в последующий период на участке ежегодно добывалось более 1 млн т. В 1997 году в связи со сходом крупного оползня на участке «Наугарзан» старателям был предложен для освоения законсервированный участок «Апартак». Здесь старатели добыли в течение 1998–2000 гг. 1 млн 200 тыс. т угля.

В 2001 году коллектив участка «Ангренский» отделился от АС «Кызылкум», и на базе этого участка было создано новое горнорудное ОАО «Апартак». В 2004 году оно было преобразовано в ЗАО — закрытое акционерное общество. Год спустя получило право добычи и реализации продукции как самостоятельное угледобывающее предприятие. В 2007 году здесь было добыто 150 тыс. т угля, год спустя — уже в объеме 250 тыс. т.

В 2016 году предприятие вошло в состав структурных подразделений АО «Узбекуголь». В настоящее время на пяти участках Апартакского угольного карьера трудятся более 300 человек. Восемьдесят процентов от общего числа трудящихся здесь составляют представители рабочей молодежи в возрасте до 30 лет.

— Можно бесконечно говорить о деятельности угольной промышленности Узбекистана, рассказывать о новостях, произошедших в течение последних лет в системе АО «Узбекуголь», поэтому необходимо упомянуть и о несомненном вкладе в дело добычи угля горняков разреза «Апартак», — говорит директор филиала Ержан Абдикашев. — В настоящее время добычные работы производятся последовательно на локальных участках Новый и Старый Апартак. На вскрышных и добычных работах в чаше разреза в основном используются электрические и дизельные экскаваторы с емкостью ковшей 4 и 8 кубометров. Транспортировка угля на пункт марочной и фракционной сортировки, погрузки в железнодорожные вагоны и вскрыши на внешние отвалы производится в основном автомобильным и железнодорожным транспортом.

В распоряжении работников разреза имеются электрические и дизельные экскаваторы с различной кубатурой ковшей, бульдозеры, автопогрузчики, автогрейдеры, более 20 единиц большегрузных карьерных самосвалов, в основном «БелАЗов» разной грузоподъемности, в том числе 11 японских, марки «Коматцу», грузоподъемностью 90 т.

uzbekugol-apartak-03-678x509

На разрезе «Апартак» имеется полноценная ремонтно-механическая база. Буровзрывные работы здесь выполняются специалистами-взрывниками разреза «Ангренский».

Чтобы обеспечить добычу одной тонны угля, предварительно следует снять в среднем 7–7,5 куб. м вскрышных пород. Поэтому к работам привлечена дополнительная горная техника, с помощью которой были проведены земельные работы объемом почти 4 млн кубометров.

Плановые показатели по добыче и отгрузке – Апартак

В целом разрез выполнил все плановые показатели по добыче и отгрузке. Добыча — 457 тыс. т, отгрузка — 437 тыс. т угля. Таковы показатели 2020 года. В течение 2021 года на разрезе «Апартак» было добыто 768 тыс. т, отгружено потребителям 660 тыс. т угля. В 2022 году показатели по добыче и отгрузке несколько снизились: 469 тыс. т и 651 тыс. т соответственно. В 2023 году предприятие добыло уже более 830 тыс. т, отгрузило потребителям почти 800 тыс. т угля. Основные потребители — обе Ангренские теплоэлектроцентрали, бюджетные организации и население.

Немаловажно участие в работе тяжелой горной техники: экскаваторов, бульдозеров, карьерных самосвалов, железнодорожного транспорта. Привлекается к добыче угля дополнительная техника импортного производства, что значительно ускоряет процесс добычи, сортировки и отгрузки твердого топлива. С этой целью на разрез «Апартак» было решено передать дизельный экскаватор «Хитачи» ЕХ-1200, который до этого момента был занят в забоях разреза «Ангренский» на работах по селективной выемке угля. Что это значит? Чтобы уменьшить количество посторонних примесей в угле и, следовательно, его зольность, специальная машина занимается отделением чистого угля от примесей, выполняет тонкую работу по отбору (селекции), недоступную всей прочей горной технике.

Было введено в эксплуатацию дополнительное оборудование по улучшению качества угля, так называемый сортировочный комплекс, в задачи которого входит отбор и сортировка угольной продукции. Региональные теплоэлектроцентрали в основном используют уголь мелких фракций, так как он лучше горит и при горении выделяет наибольшее количество теплоты. Другим потребителям, в первую очередь населению, идет уголь более крупных фракций.

Приводятся в порядок технологические грунтовые дороги, протяженность которых в один конец варьируется от 2 до 4 км, расширяются дорожное полотно и развилки, укрепляются уклоны. Гравийно-песчаная смесь, добываемая при снятии вскрышных пород, идет на ремонт внутрикарьерных автомобильных дорог в чаше разреза «Апартак».

Что касается полноценной деятельности обоих разрезов — «Ангренский» и «Апартак», скажу, что для нас, горняков, важно увеличение мощности производства, приобретение современного оборудования и техники, обновление тракторно-бульдозерного парка, обеспечение угольных предприятий высококвалифицированными специалистами. Все новое в производственном процессе, безусловно, приветствуется. Разработана концепция 2021–2025 гг. в целях увеличения объемов добычи угля в карьерах открытой разработки «Ангренский» и «Апартак». К 2026 году ангренские горняки должны увеличить объемы добычи угля до 7,1 млн т.

Кроме угля, на открытых карьерах добывается и каолин — особая разновидность глин, горное сырье, пользующееся спросом у потребителей. Каолины Ангренского месторождения бывают белые, серые и пестроцветные. Пестрый каолин по цвету красновато-бурый, сухой и рыхлый. Но стоит пройти дождю, эта рыхлая рыжая субстанция превращается для людей и техники в крутую манную кашу, размокшую и липкую. И даже будучи сухой, она налипает на внутреннюю поверхность экскаваторных ковшей. Вот для этого находчивые машинисты карьера «Апартак» и придумали «зубочистку», которая представляет собой длинную, до пяти метров, тяжелую заостренную железяку. Экскаваторщик прижимает к земле одну ее сторону гусеницами машины, а другую использует в качестве механического средства для очистки зубьев и полости ковша от приставшего к ним каолина.

«Прости меня, земля!» — такую надпись машинисты нередко делают на железных корпусах карьерных экскаваторов. Надпись неслучайна: горняки несколько суеверны и хотят заручиться у матушки-земли успехом в делах. Чтобы могучая природная стихия не гневалась на людей, которые постоянно «роются во чреве», они за это нижайше просят у нее прощения…

Горняк… Профессия, требующая крепкой любви к земле-матушке, невероятной силы и большой личной ответственности. Горняка отличают два основных качества: солидарность и взаимовыручка. И если шахтер шахтеру — друг, товарищ и брат, работа спорится и умножается на три, а то и на все десять!

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку