Высокие компетенции и профессионализм

22 декабря вся страна отмечает День энергетика. По праву отмечает его госкорпорация «Росатом» и Урановый холдинг «АРМЗ». Первое звено всей цепочки ядерно-топливного цикла — разведка и освоение месторождений урана, сырьевой базы отрасли. Этому почетному делу посвятили себя работники АО «РУСБУРМАШ», входящего в Горнорудный дивизион «Росатома», — машинисты буровых установок, геологи, геофизики, гидрогеологи, представители других профессий. Сегодня мы беседуем с генеральным директором АО «РУСБУРМАШ» Глебом Носыревым.

rusburmash01-678x552
Глеб Носырев, генеральный директор АО «РУСБУРМАШ»

— Глеб Михайлович, вы возглавили компанию в сложный период пандемии. Как COVID-19 отразился на работе АО «РУСБУРМАШ»?

— Во время пандемии мы, как и другие предприятия Горнорудного дивизиона, ни на один день не останавливали работу. Несомненно, выполняя все необходимые санитарно-эпидемиологические требования. В 2020 году нарастили внешнюю выручку на 223 %, причем при условии одновременного стопроцентного выполнения производственного плана на уранодобывающих предприятиях. Проделанная работа в условиях пандемии — это настоящий прорыв, подтверждающий наши высокие компетенции и профессионализм. Эти темпы и показатели стараемся сохранить в 2021 году. Так, с начала текущего года мы выполняем производственную программу на предприятиях Уранового холдинга «АРМЗ» на 113 %. А портфелем внешних заказов АО «РУСБУРМАШ» обеспечено на ближайшие два года.

— Кто является вашими основными заказчиками?

— В контуре Горнодобывающего дивизиона «Росатома» это в первую очередь наши уранодобывающие предприятия ПАО «ППГХО имени Е. П. Славского» в Забайкалье, АО «Хиагда» в Бурятии и АО «Далур» в Курганской области. Для них мы выполняем полный комплекс работ по инженерно-геологическим изысканиям, гидрогеологии, бурению скважин, в том числе подземному, и др. ППГХО помогаем в освоении не только урановых месторождений, но и угольного разреза и месторождения известняка. На «Далуре» участвуем в строительстве объектов прирельсовой базы.

rusburmash02-678x450
Буровые на Павловском месторождении (Новая Земля)

Крупным внутренним заказчиком является и АО «Первая горнорудная компания». Это предприятие готовится к освоению крупнейшего свинцово-цинкового месторождения на Южном острове архипелага Новая Земля. Во время полевых сезонов мы выполняем бурение геолого-разведочных скважин, геоэкологические исследования, инженерные изыскания, топографическую съемку и гидрографию.

В последние годы наши компетенции широко востребованы и на внешнем рынке. Долгосрочный контракт заключен с ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» на бурение геолого-разведочных скважин с отбором керна в подземных горных выработках рудника Гремячинского горно-обогатительного комбината (Волгоградская область). В 2021 году объем бурения здесь планируется до 12 тыс. п. м.

rusburmash03-678x509
Буровой участок № 1 продолжает вскрытие запасов на Восточной залежи Хохловского уранового месторождения в Шумихинском районе Курганской области

В соответствии с условиями контракта с ООО «Горнодобывающая компания «Баимская» (входит в группу KAZ Minerals) мы проводим комплекс инженерно-геологических изысканий на Чукотке, в рамках работ по освоению одного из крупнейших в мире месторождений меди. Успешно отработали заказы АО «Кольская ГМК» на месторождениях Быстринское, Ждановское и Тундровое в Мурманской области, в ближайшее время продолжим работы на Джусинском месторождении в Оренбургской области в интересах АО «ОРМЕТ». Здесь планируем создать еще одно обособленное структурное подразделение. Так что работаем с крупнейшими игроками.

— Рост числа контрактов предполагает рост численности персонала. Есть ли у вас текучка?

— Сейчас очень небольшая. Я инициировал изменение системы мотивации. Когда люди понимают, что их труд оценивается по достоинству, они не только держатся за рабочее место, но и улучшают производственные показатели. Растет производительность труда, вносятся и реализуются предложения по улучшениям.

Например, производительность более 2 000 п. м (около 10 скважин) на буровой станок в месяц достигнута впервые за 20 лет работ на севере Бурятии. Достигнуть такого показателя и досрочно завершить производственное задание помогла реализация ПСР-проекта по исключению внутрисменных потерь времени при сооружении технологических скважин. Лучших результатов достигла бригада буровой установки № 4 — машинисты Алексей Козулин и Денис Ивченко. Буровой участок № 2 на 160 % выполнил производственный план по бурению взрывных технологических скважин на Уртуйском буроугольном разрезе ПАО «ППГХО» в Забайкалье. Машинисты буровой установки Владимир Рожков и Денис Иванов пробурили более 30 тыс. п. м. Таких примеров у нас масса.

rusburmash04-678x452
Работники АО «Русбурмаш» выполняют работы на глубине 800 м на горизонте 7Д подземного уранового рудника № 8 ПАО «ППГХО»

Кстати, еще один важный проект, которым мы занимаемся, — постоянное улучшение условий жизни наших вахтовиков. Вахтовые поселки, в которых люди месяцами живут вдали от семей, должны быть комфортными. Это мой принцип. Проблемы с питанием решили. Сейчас для вахтовых поселков покупаем модульные банные комплексы.

— А основного оборудования хватает?

— Наша инвестпрограмма позволяет приобретать уникальное оборудование для выполнения практически каждого долгосрочного контракта. Некоторые приборы и установки разрабатываем сами, с привлечением ведущих ученых.

Например, для работ по уточнению горно-геологических условий залегания и качественного состава продуктивного пласта на Гремячинском ГОКе приобретена и применяется уникальная буровая установка ГЕО-126П. Технические характеристики модульной буровой установки позволяют обеспечивать алмазное бурение глубоких (до 400–500 м) скважин эксплуатационной разведки с отбором керна. Буровой модуль установки превосходит зарубежные аналоги по производительности, экономичности, долговечности, ремонтопригодности, удобству в обслуживании. Особенностью оборудования также является защита от производящихся в руднике взрывов.

rusburmash05-678x451
Исследования остаточной продуктивности урана в недрах на залежах Хиагдинского рудного поля проводятся с помощью уникального оборудования собственной разработки

Для геологоразведки на рудниках ППГХО применяем станок BDU-600. Он позволяет бурить подземные геолого-разведочные скважины глубиной более 1 км. Для работ на Чукотке приобрели современные станки, позволяющие производить геологическое изучение недр на глубине до 800 м, инженерные изыскания до глубины 100 м.

Исследования остаточной продуктивности урана в недрах на залежах Хиагдинского рудного поля проводим с помощью уникального оборудования собственной разработки. Аппаратурно-методический комплекс каротажа мгновенных нейтронов деления произведен ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Н. Л. Духова» по техническому заданию АО «РУСБУРМАШ». Применение комплекса предоставляет возможность одновременной регистрации набора параметров, характеризующих не только содержание урана, но и влажность и содержание глинистой фракции в рудах в условиях естественного залегания.

Кроме оборудования, нашим преимуществом является наличие нескольких баз: в Курганской области, в Иркутске, в Чите и Краснокаменске. «РУСБУРМАШ» может оперативно перебазировать буровые станки в любую часть страны. Чем ближе к объекту строительства, тем дешевле обойдется переброска буровых станков и тем быстрее начнутся работы.

— В каких направлениях планируете развиваться?

— Мы стали многопрофильной компанией, сочетающей массу компетенций. Кроме традиционного бурения, активно занимаемся строительством и разработкой геологических ТЭО, геолого-математическим моделированием и др.

Пользуется спросом услуга комплексного освоения месторождений. Это не только геологоразведка и бурение, но и обвязка, строительно-монтажные работы, монтаж контрольно-измерительных приборов и автоматики, обустройство дорог и подъездных путей. Мы можем строить пескоотстойники, ограждения, многие другие объекты. Недавно разработали и внедряем, в случае если это необходимо заказчику, систему антивандальной защиты скважин.

Перспективное направление — цифровизация добычи. На АО «Далур» по нашим разработкам внедрены контрольные средства измерения, автоматизирована работа добычных полигонов. Управление всеми технологическими процессами теперь производится из главного диспетчерского пункта. Оператор видит на экранах мониторов все процессы, происходящие на локальной сорбционной установке и на полигоне подземного выщелачивания. Мы видим структуру полигона, то есть скважины и обвязку, видим объемы раствора, которые подаем в недра и выдаем на поверхность. То есть теперь мы можем управлять технологией на глубине 500 м и при необходимости моделировать процессы, происходящие в рудном теле. Понятно, что цифровизация необходима не только уранодобывающим предприятиям, это перспектива всей горнодобывающей отрасли.

Без постоянного стремления к расширению сферы деятельности, без поиска новых заказчиков и партнеров нет развития. Сегодня у нас есть четкая ниша на этом рынке, и наша квалификация позволяет ее занимать, постоянно совершенствуясь. У нас хватает главного ресурса — грамотных специалистов. И мы занимаемся внешними проектами без какого-либо ущерба для внутренних заказчиков, добывающего дивизиона госкорпорации. Заказчики нам доверяют, и мы стараемся оправдывать все их ожидания. И мы не хотим на этом останавливаться, мы собираемся расти и развиваться.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку