Четыре шахтерских поколения

Для семьи главного инженера шахты «Тентекская» Угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау» Игоря Литвинова профессия горняка стала не только семейной традицией, но и источником стабильности, уверенности в завтрашнем дне.

img-20230929-wa0018-678x452

История горняков Литвиновых началась с Михаила, который приехал в Казахстан, чтобы работать на карагандинских шахтах. Следующее поколение – четыре брата Владимир, Анатолий, Василий и Михаил – тоже стали шахтерами-добычниками и участвовали в освоении Шахтинского региона.


Игорь Владимирович и его братья – третье поколение семьи Литвиновых, которое посвятило работе на шахте практически всю жизнь. Игорь Владимирович – полный кавалер почетного знака «Шахтерская слава» и знает родную шахту «Тентекская» наизусть.

img-20230929-wa0017-509x678


– При выборе профессии у отца не стояло и вопроса, – рассказывает менеджер научно-инженерного центра Угольного департамента Мария Литвинова. – Из армии он вернулся уже с рекомендательным письмом для поступления. В те годы самый высокий проходной балл был в политехническом университете, и так просто поступить на горное дело было нельзя. К тому же мы жили и живем в моногородах, где все окружение – шахтеры. Друзья и близкие работают на шахте, профессия считается престижной. Сейчас наш папа уже больше 30 лет работает на шахте и без плана может рассказать про любой участок. Дедушка со стороны материнской линии, Николай Дмитриев, тоже был шахтером на «Тентекской». Мы, получается, горняки уже в четвертом поколении.

img-20230929-wa0019


С виду хрупкая девушка, Мария не понаслышке знает, что такое работать под землей: в качестве маркшейдера она буквально каждый день спускалась в шахту, особенно когда только начинала работать. Увлеченность делом и ответственность мотивировали Марию трудиться с полной самоотдачей:


– В производстве нет такого: отложить на завтра. Нужно сделать здесь и сейчас, от этого так много зависит: добыча, проходка, заработная плата – не только наша, но и других ребят. Мы все друг за дружкой, как ни крути.


Мария рассказывает, что страха перед шахтой у нее не было никогда, даже во время первого спуска:


– В первый раз я спустилась под землю в 2009 году на преддипломной практике. По-моему, это был монтаж лавы. Никогда не было страшно, только интересно. И сейчас я отношусь к подземным работам не со страхом, а с пониманием и осторожностью. Понимаю, как важна техника безопасности и собственная концентрированность, аккуратность.


Брат Марии Владислав также учился в техническом университете на геолога. Выбор профессии основывался и на воспитании, и на семейных традициях.


– После окончания университета отец советовал не стремиться сразу идти в шахту, а наработать опыт, – рассказывает Владислав. – В итоге я устроился работать в карагандинскую фирму, которая занимается бурением скважин горных пород, отработал полтора года вахтами. Потом в Угольном департаменте появилось место, связанное с моим непосредственным образованием. По работе в шахту я спускаюсь часто. В первый раз это было в 2017 году на шахте «Шахтинская» АО «АрселорМиттал Темиртау». Страшно не было, потому что вся семья горняки и какое-то представление о шахте уже было. Когда спускался – было интересно.


К своей работе четвертое поколение горняков семьи Литвиновых относится с особой ответственностью и позитивом. Мария и Владислав понимают важность своей работы, отмечают возможности развития и профессионального роста, стабильность:


– В университете мы получаем базовые знания. На работе мы можем развиваться в любую сторону, продолжать обучение в вузах или на базе Угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау». Если с чем-то незнакомы, множество специалистов могут подсказать, объяснить, поделиться опытом. В нашей работе много плюсов. Мы стабильно работаем, даже в период пандемии получали зарплату, работая удаленно. Производство осталось на уровне. Здесь постоянство, стабильность, мы знаем, что у нас есть отпуск, что мы можем получить больничный. Социально мы защищены и уверены в завтрашнем дне. Сталь выплавляется, уголь добывается, проходка идет, – рассказывают Мария и Владислав.


Шахта стала для Марии и местом знакомства с будущим мужем. Как в сказке о Золушке и потерянной хрустальной туфельке, Руслан Пак, который работал на шахте заместителем начальника участка, нашел потерянное Марией оборудование и вернул его.


– Вскоре он стал начальником участка и провожал меня до забоев. Мы всегда стояли вместе и болтали, когда ждали клеть, например. Так и закрутилось, – вспоминает Мария.


День шахтера для Литвиновых – большой семейный праздник. В этот день во дворе большого дома всегда собираются друзья и родственники. К угольной промышленности имеют отношение почти все члены дружной семьи Литвиновых: мама Марии и Владислава работает на Центральной обогатительной фабрике «Восточная» АО «АрселорМиттал Темиртау» в углехимической лаборатории.


Мария Литвинова рассказала, что всегда находит частичку прекрасного в своей работе:


– Если посмотреть на Шахтинский регион сверху, возникает ощущение, будто вся местность заполнена озерами. Это места, где были добыты полезные ископаемые и вышли грунтовые воды. Говорят, что шахты – это вред для природы. Но сколько там птиц! Во время зарисовки поверхности во время работы маркшейдером я видела в этих красивых местах пеликанов, лебедей, разные виды уток. Даже зоопарков не нужно! Там очень красиво и приятно.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку