Семейная компания с историей

Есть компании большие, есть маленькие, а есть — семейные. За всю историю предпринимательства можно найти немало примеров, когда фирмы, получившие мировое имя и признание, начинали свой путь с небольшого семейного бизнеса.


Именно такой семейной компанией была и остается компания DELIMON. Пережив за все годы деятельности (а это уже почтенный 144-летний возраст!), пожалуй, больше длинных и сложных, чем коротких и стабильных, периодов, она продолжает свою производственную семейную жизнь, удивляя стойкостью и выносливостью, организационной гибкостью и новизной инженерной мысли.


История DELIMON — это прежде всего история людей и их судеб. Три крупные войны, две диктатуры, транснациональные объединения — все это было и прошло, а DELIMON остается компанией, во главе которой работают талантливые и трудолюбивые люди. Именно творчество, энергия и вещи, созданные мастерами своего дела, продолжают существовать, оказываясь сильнее любых невзгод и потрясений. И успех компании — это в первую очередь заслуга ее работников, уже четвертое поколение которых трудится на предприятии.
В 1872 году Эбергард де Лимон и Эмиль Флюме основали компанию, которая за несколько лет стала в своей сфере одной из самых известных в мире. Сегодня с гордостью можно заявить о том, что DELIMON является старейшей фирмой, специализирующейся на производстве оборудования для централизованной смазки.
А начало всему положил литейный завод. После окончания Франко-Прусской войны для инженера и директора Эбергарда де Лимона и королевского коммерсанта Эмиля Флюме благодаря растущему духу предпринимательства открылась возможность для работы в различных областях промышленности. Именно поэтому в первые годы деятельности компании в ее программу производства входили такие разные по назначению машины, как механический кривошипный пресс-стенд, пресс для раскатки труб, а также сейфы различных видов и величины. Прессованные детали изготавливались на собственном литейном заводе. О смазочной технике речи тогда не шло вовсе. Использовались очень простые конструкции, услуги специалистов по смазке стоили дешево. Но уже в то время одними из самых важных клиентов были железнодорожные общества. На литейном заводе для них выпускались тормозные колодки. А появившиеся в 1878 году смазочные насосы стали задействовать не только в стационарных паровых устройствах, но и в паровозах.

Эбергард де Лимон и Эмиль Флюме, основатели компании


Когда в 1903 году руководство фирмой принял сын одного из основателей, Альфред Шмемман, были предприняты попытки закрепиться и в других областях. Так, между 1907 и 1925 годами в компании стали также производить пекарские и паровые печи. Незадолго до Первой мировой войны было начато изготовление деталей локомотивов, печей для отопления, оборудования для кирпичных заводов, пивоварен и т. д. Но производство не получилось масштабным, поскольку большое разнообразие продукции не позволяло наладить ее регулярный выпуск и подстроиться к требованиям рынка.
Тем не менее экспериментирование с производством разной продукции показало, что наиболее рентабельным все-таки является выпуск смазочных насосов. В 1905 году состоялась встреча в Вене, во время которой был заключен контракт на изготовление насосов. Важно упомянуть тот факт, что 18 февраля 1889 года де Лимон получил первый телефонный аппарат, давший возможность самостоятельно передавать послания в Рейх. Компания модернизировалась, в конторах появлялось все больше печатных машин, хотя Эмиль Флюме считал их излишними, так как они предоставляли сотрудникам чересчур много комфорта.
Кооперация с фирмой «Алекс Фридманн» привела к экономическому подъему в области смазочных насосов. Оборот насосов рос из года в год и составил перед Первой мировой войной 760 тыс. рейхсмарок. Но все же де Лимона не минули горести Первой мировой войны. Когда в 1925 году прекратились заказы для железных дорог Рейха, компания смогла продолжить существование только благодаря титаническим усилиям руководителей.


Три крупные войны, две диктатуры, транснациональные объединения — все это было и прошло, а DELIMON остается компанией, во главе которой работают талантливые и трудолюбивые люди.

Продолжение…


Со лба должен струиться режущий пот, дело должно прославлять мастера, но благодать приходит сверху.
А. Шмемман

Альфред Шмемман, руководивший компанией с 1903 по 1947 г., писал: «Масляный насос для главной системы смазки локомотива предложил нам Бош (основатель компании BOSCH. — Прим. ред.), но с 1923 г. мы имели в запасе свой новый вариант. В 1918 г. дипломированный инженер г-н Генрих Этцельт возглавил техническое руководство компанией, которое он осуществлял в течение последующих 10 лет. Внедряя новое технологическое оборудование и рациональные методы производства, он добился особого признания. История, как возникал этот новый насос, является прекрасным примером того, что новые конструкции являются не только продуктом случайного творчества или напряженного поиска в создании нового. Но также отмечу, что они являются еще и органичным продолжением и результатом ранее существовавших отношений. Из окон нашего бюро мы часто наблюдали выведенные из эксплуатации локомотивы. И наш ведущий конструктор вновь и вновь обращал мое внимание на то, что при стоянке локомотивов и продолжающейся работе компрессоров для накачивания воздуха в тормозную систему возникает тяжелый режим, который становится заметным из-за утечек масла наружу. Причиной этого является неудовлетворительная смазка, а вернее, ее избыток. Это обстоятельство подтолкнуло нас сконструировать насос, который работал бы независимо от хода локомотива только тогда, когда в работу включались бы воздушный или питательный насосы».
Уже с 1923 г., после получения патента на эту конструкцию, в мастерской был изготовлен первый насос. От центрального управления германских железных дорог компания получила разрешение на установку насоса в порядке опыта на локомотив в ближайшем территориальном округе. Но затем началась оккупация. Локомотив исчез из зоны оккупации, и испытания были приостановлены вплоть до 1926 г.
В это время поступила информация, что в производстве локомотивного оборудования уже было большое количество комбинированных насосов питательной воды. Но, как и в старых конструкциях, их смазка осуществлялась небольшими ручными смазочными насосами, так что правильная подача смазки находилась в руках машиниста локомотива. Но чем больше мест смазки нужно было обслуживать, тем менее эффективным был прежний вариант смазывать с помощью ручного насоса. Тогда в управлении железных дорог одобрили предложенную конструкторами DELIMON новую конструкцию. С 1926 г. начался подъем производства во всей Германии. Правительство железных дорог Рейха после долгого выбора среди жесткой конкуренции решилось на применение новых конструкций насосов производства DELIMON. В конце двадцатых годов в компании начали разработку новых смазочных насосов. Сначала был сделан заказ на 60 насосов. Поскольку в Германии тогда эксплуатировалось около 20 тыс. локомотивов, то компания рассчитывала на изготовление еще 40 тыс. насосов. Так, в период с 1926 по 1947 г. было изготовлено 80 тыс. насосов и 380 тыс. клапанов для локомотивов. За тот же период было изготовлено 30 тыс. смазочных насосов, которые с 1878 г. с существенными изменениями продолжали быть в программе производства.
Количество заказов неуклонно росло. Вместе с тем продолжалась и сложная конкурентная борьба, доходившая до патентных споров, сопоставлений конструкций, контрольных экспертиз и тестов от представителей министерства. Но всегда чаша весов справедливо и благосклонно склонялась к выбору насосов заслуженно лучшей конструкции DELIMON!
В 1931 г. в цехах имени Фридриха Хайнриха и Камп Линтфорта был успешно протестирован новый тип смазочного насоса, и в 1932 г. он уже состоял в серийной программе выпуска. Эти смазочные насосы стали настолько популярными, что после Второй мировой войны DELIMON продал их в количестве 18 тыс. штук. На этот раз основными заказчиками выступили производства горной промышленности и металлургии.


С 1926 г. начался подъем производства во всей Германии. Правительство железных дорог Рейха после долгого выбора среди жесткой конкуренции решилось на применение новых конструкций насосов производства DELIMON

В 1931 г. в цехах имени Фридриха Хайнриха и Камп Линтфорта был успешно протестирован новый тип смазочного насоса… Эти смазочные насосы стали настолько популярными, что после Второй мировой войны DELIMON продал их в количестве 18 тыс. штук

Продолжение…


Сработавшиеся между собой кадры квалифицированных рабочих гарантируют надежное качество работ.
А. Шмемман

До 1 января 1947 года компанией DELIMON было произведено и поставлено 78 тыс. трехпоршневых насосов на сумму более 13 млн рейхсмарок. Это наивысший показатель оборота на тот период. Было логичным, что высокие годовые показатели дали возможность провести дополнительное переоборудование и глобальную модернизацию завода, что имело большое значение для будущего предприятия.

Накопленные финансы позволили создать социальное объединение «Помощь персоналу», в течение года ему передано 135 тыс. рейхсмарок. Это объединение является важным соединительным звеном между заводом и коллективом, и именно оно усиливает у всех сотрудников предприятия чувство солидарности. К определенно скудным государственным средствам из определяемого по закону социального страхования заслуживающий внимания взнос из кассы объединения «Помощь персоналу» отдельному лицу дает уверенность, что в случае необходимости оно получит помощь.
Между тем на основании накопленной информации о потребностях заказчиков был создан ряд конструкционных типов насосов для консистентной смазки и представлен на рынке в качестве типоряда серийных апробированных аппаратов. Конструкции этих насосов показали себя с наилучшей стороны на ведущих предприятиях, так как работали независимо от качества используемой консистентной смазки. Благодаря конструктивно превосходящему качеству этих новых изделий по сравнению с конкурентными была создана новая платформа для будущей деятельности компании. Вскоре конструкторы занялись разработкой системы подачи консистентной смазки для большого комплекса добычи бурого угля. Еще один комплекс по добыче бурого угля был построен в Средней Германии для Среднегерманского металлургического завода. Благодаря этому фирма DELIMON стала известной в горнодобывающей промышленности, и с того времени почти все без исключения комплексы добычи бурого угля Германии оснащались аналогичными системами. Количество таких машин неуклонно росло. Для общества по добыче нефти, которое представляли Миддендорф и Уллнер, целый ряд багеров (экскаваторов) был оснащен установками консистентной смазки DELIMON. Благодаря производству насосов консистентной смазки наряду с железнодорожным делом начал развиваться новый важный сектор сбыта в угольном горном деле и в сталелитейной промышленности.

Последняя также была активным потребителем изделий не только для кранов и транспортных агрегатов, но и для прокатных станов. Пока велись переговоры с фирмой DEMAG, удалось договориться о поставках смазочного оборудования компании SACK, которая в то время была ведущей в строительстве прокатных станов. Когда создавались заводы Германа Геринга, то по предложению фирмы SACK для прокатных станов были привлечены системы смазки DELIMON.


По прошествии некоторого времени через японское закупочное общество была поставлена партия насосов в Японию. Но там очень быстро конструкцию насосов скопировали, из-за чего поставки в Японию внезапно прекратились. Против всех опасений завод с момента пожара в 1942 году большой войной поврежден не был. Поэтому уже в середине 1945 года завод смог при скромном объеме выпуска запустить производство для тогда вновь введенных в действие германских железных дорог и уже в октябре 1945 года получить разрешение на работу от английской военной администрации.
В 1947 году управляющий компанией Альфред Шмемман передал управление компанией своему сыну, Альфреду Шмемману. Следующие 15 лет принесли много открытий в области централизованной смазки.

Продолжение следует..