Проблема подготовки кадров и ранняя профессиональная ориентация в горно-металлургической отрасли

Д. С. Малышев, В. А. Лапин, Е. В, Караман, И. Н. Мальгин, Технический университет УГМК

Проблема кадрового дефицита в промышленности, особенно в контексте стратегически важного для России технологического суверенитета, остаётся одной из наиболее острых в сфере развития отечественного производства. Компании сталкиваются с дефицитом высококвалифицированных специалистов, особенно в горно-металлургической отрасли. Одна из причин этого — низкий интерес школьников к техническим профессиям, что, в свою очередь, обусловлено не только отсутствием должной мотивации, но и устаревшими стереотипами о сложности и «неинтересности» инженерных специальностей.

ugmk-01-678x382

Среди наиболее эффективных способов решения этой проблемы — ранняя профориентация молодёжи, формирование у школьников и их родителей понимания значимости инженерных профессий и их привлекательности в условиях современного рынка труда. Инициативы, направленные на повышение интереса молодёжи к инженерным специальностям, уже активно реализуются рядом ведущих российских компаний и вузов.

Одной из таких инициатив является проект «Популярный инженерный», реализуемый Техническим университетом УГМК и направленный на создание научно-популярных видеороликов, целью которых является повышение интереса школьников и их родителей к инженерным профессиям в горно-металлургической и иных отраслях.

Уникальность проекта заключается в том, что его инициаторами стали студенты университета. Это не только позволяет популяризовать инженерные профессии, но и развивать творческие способности самих участников съёмок, их навыки в области медиапроизводства, сценарного мастерства, а также навыки самопрезентации и командной работы — всё это развивает в студентах качества, необходимые будущим руководителям промышленных производств. В создании видеороликов также участвуют преподаватели и действующие специалисты предприятий.

Проект использует формат коротких ярких вертикальных видео, что делает его особенно привлекательным для молодой аудитории, ориентированной на современные цифровые форматы контента.

ugmk-06-678x453

Проект является примером того, как современные подходы в образовании могут стать инструментом решения проблемы кадрового дефицита в промышленности. Создание научно-популярного контента, ориентированного на молодую аудиторию, в условиях глобальной технологической трансформации и развития оте-чественного производства — это шаг к формированию нового поколения инженеров, готовых к вызовам будущего.

Другой профориентационной инициативой, реализуемой с 2017 года, является конкурс научно-технических проектов «Инженериада», который направлен на деятельное взаимодействие всех участников системы подготовки будущих инженеров, популяризацию специальностей и профессий, востребованных в горно-металлургической отрасли.

Цель проекта — не только обнаружить и поддержать школьников, увлечённых техническим творчеством, но и укрепить интерес детей, показать им многообразие инженерной работы, вдохновить значимостью процесса создания, разработки и производства полезных устройств и новых решений.

Особенностью конкурса является активное участие промышленных предприятий на всех этапах взаимодействия с детьми.

Поддержка предприятий заключается в организации творческих заданий и экскурсий для участников, консультаций с техническими специалистами, в предоставлении необходимого оборудования, инструментов и материалов, а также в проведении экспертизы проектов и работе в составе жюри конкурсов. Кроме того, предприятия предоставляют транспорт для выездных меро-приятий и ценные призы.

Работа школьников над проектами ведётся последовательно:

•         организационные встречи конкурсантов с наставниками и экспертами;

•         экскурсии, знакомство с задачами производства;

•         определение темы проекта;

•         сбор данных для разработки, поиск литературы;

•         разработка технических решений, выполнение расчётов;

•         оценка производственно-технологической, социально-экономической, энергетической или экологической эффективности проекта;

•         оформление пояснительной записки и презентации;

•         изготовление макета или стенда.

В процессе проведения конкурса фактически сложилась инфраструктура совместной работы Технического университета УГМК, горно-металлургических предприятий и образовательных организаций: появились постоянно действующие координационные советы на уровне муниципалитетов, экспертные группы на предприятиях, локальные объединения педагогов. В целях закрепления этих «точек роста» подписываются соглашения между предприятиями и органами управления образованием.

ugmk-07-678x411

В 2024–2025 учебном году состоялась уже 8-я Инженериада, в которой приняли участие более 600 школьников. В финал конкурса вышли 48 команд по шести тематическим направлениям:

•         горное дело;

•         металлургия;

•         информационные технологии;

•         энергетика;

•         экология и промышленная безопасность;

•         мир профессий.

Проекты оцениваются по различным критериям:

•         соответствие содержания проекта проблематике пред-приятий;

•         оригинальность решения, изобретательность, научная новизна;

•         сложность и качество исполнения;

•         уровень готовности проекта к внедрению;

•         ожидаемый экономический или иной эффект проекта;

•         наглядность презентации и макетов, убедительность доклада, умение отвечать на вопросы.

За время подготовки проектов школьники глубоко вникают в технологические процессы, проявляют инженерную смекалку и изобретательность.

В своих проектах юные инженеры демонстрируют решения инженерных задач, включающие в себя анализ проблемной си-туации, прикладные исследования, генерацию идей и обоснование решений, проектирование технологии или технического устройства. Для победы в конкурсе требуются не только технические знания, но и командная работа, умение презентовать свои разработки.

ugmk-08-678x420

Лучшим проектом в 2025 году признан проект команды «ИнжеГараж» из г. Гай Оренбургской области. Ребята модернизировали процесс механизированной разгрузки вагонов с насыпными и навалочными грузами. В частности, ими внесены изменения в систему электропривода вагоноопрокидывателя с использованием частотно-регулируемого преобразователя с блоком рекуперации, обеспечивающие снижение энергопотребления на 10 % и увеличение производительности на 5 %, а также разработана технологическая схема для эффективной разгрузки смёрзшихся грузов. Срок окупаемости проекта — 5,7 года. Проект получил высокую оценку инженеров-практиков.

За восемь лет проведения конкурса его участниками стали более 3 100 учащихся, разработано около 900 проектов по тематике промышленных предприятий. Ряд проектов внедряются в производство. Большинство участников Инженериады становятся студентами технических вузов. При поступлении в Технический университет УГМК победители и призёры Инженериады получают 10 баллов.

Таким образом, проекты по ранней профориентации школьников уже прочно вошли в систему подготовки будущих технических специалистов, инженеров, квалифицированных рабочих. Большинство активных участников намерены в дальнейшем получать высшее техническое образование, а предприятие воспринимается как место, с которым они свяжут свою жизнь.

ugmk-05-678x235
Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку