Д. С. Малышев, В. А. Лапин, Е. В, Караман, И. Н. Мальгин, Технический университет УГМК
Проблема кадрового дефицита в промышленности, особенно в контексте стратегически важного для России технологического суверенитета, остаётся одной из наиболее острых в сфере развития отечественного производства. Компании сталкиваются с дефицитом высококвалифицированных специалистов, особенно в горно-металлургической отрасли. Одна из причин этого — низкий интерес школьников к техническим профессиям, что, в свою очередь, обусловлено не только отсутствием должной мотивации, но и устаревшими стереотипами о сложности и «неинтересности» инженерных специальностей.

Среди наиболее эффективных способов решения этой проблемы — ранняя профориентация молодёжи, формирование у школьников и их родителей понимания значимости инженерных профессий и их привлекательности в условиях современного рынка труда. Инициативы, направленные на повышение интереса молодёжи к инженерным специальностям, уже активно реализуются рядом ведущих российских компаний и вузов.
Одной из таких инициатив является проект «Популярный инженерный», реализуемый Техническим университетом УГМК и направленный на создание научно-популярных видеороликов, целью которых является повышение интереса школьников и их родителей к инженерным профессиям в горно-металлургической и иных отраслях.
Уникальность проекта заключается в том, что его инициаторами стали студенты университета. Это не только позволяет популяризовать инженерные профессии, но и развивать творческие способности самих участников съёмок, их навыки в области медиапроизводства, сценарного мастерства, а также навыки самопрезентации и командной работы — всё это развивает в студентах качества, необходимые будущим руководителям промышленных производств. В создании видеороликов также участвуют преподаватели и действующие специалисты предприятий.
Проект использует формат коротких ярких вертикальных видео, что делает его особенно привлекательным для молодой аудитории, ориентированной на современные цифровые форматы контента.

Проект является примером того, как современные подходы в образовании могут стать инструментом решения проблемы кадрового дефицита в промышленности. Создание научно-популярного контента, ориентированного на молодую аудиторию, в условиях глобальной технологической трансформации и развития оте-чественного производства — это шаг к формированию нового поколения инженеров, готовых к вызовам будущего.
Другой профориентационной инициативой, реализуемой с 2017 года, является конкурс научно-технических проектов «Инженериада», который направлен на деятельное взаимодействие всех участников системы подготовки будущих инженеров, популяризацию специальностей и профессий, востребованных в горно-металлургической отрасли.
Цель проекта — не только обнаружить и поддержать школьников, увлечённых техническим творчеством, но и укрепить интерес детей, показать им многообразие инженерной работы, вдохновить значимостью процесса создания, разработки и производства полезных устройств и новых решений.
Особенностью конкурса является активное участие промышленных предприятий на всех этапах взаимодействия с детьми.
Поддержка предприятий заключается в организации творческих заданий и экскурсий для участников, консультаций с техническими специалистами, в предоставлении необходимого оборудования, инструментов и материалов, а также в проведении экспертизы проектов и работе в составе жюри конкурсов. Кроме того, предприятия предоставляют транспорт для выездных меро-приятий и ценные призы.
Работа школьников над проектами ведётся последовательно:
• организационные встречи конкурсантов с наставниками и экспертами;
• экскурсии, знакомство с задачами производства;
• определение темы проекта;
• сбор данных для разработки, поиск литературы;
• разработка технических решений, выполнение расчётов;
• оценка производственно-технологической, социально-экономической, энергетической или экологической эффективности проекта;
• оформление пояснительной записки и презентации;
• изготовление макета или стенда.
В процессе проведения конкурса фактически сложилась инфраструктура совместной работы Технического университета УГМК, горно-металлургических предприятий и образовательных организаций: появились постоянно действующие координационные советы на уровне муниципалитетов, экспертные группы на предприятиях, локальные объединения педагогов. В целях закрепления этих «точек роста» подписываются соглашения между предприятиями и органами управления образованием.

В 2024–2025 учебном году состоялась уже 8-я Инженериада, в которой приняли участие более 600 школьников. В финал конкурса вышли 48 команд по шести тематическим направлениям:
• горное дело;
• металлургия;
• информационные технологии;
• энергетика;
• экология и промышленная безопасность;
• мир профессий.
Проекты оцениваются по различным критериям:
• соответствие содержания проекта проблематике пред-приятий;
• оригинальность решения, изобретательность, научная новизна;
• сложность и качество исполнения;
• уровень готовности проекта к внедрению;
• ожидаемый экономический или иной эффект проекта;
• наглядность презентации и макетов, убедительность доклада, умение отвечать на вопросы.
За время подготовки проектов школьники глубоко вникают в технологические процессы, проявляют инженерную смекалку и изобретательность.
В своих проектах юные инженеры демонстрируют решения инженерных задач, включающие в себя анализ проблемной си-туации, прикладные исследования, генерацию идей и обоснование решений, проектирование технологии или технического устройства. Для победы в конкурсе требуются не только технические знания, но и командная работа, умение презентовать свои разработки.

Лучшим проектом в 2025 году признан проект команды «ИнжеГараж» из г. Гай Оренбургской области. Ребята модернизировали процесс механизированной разгрузки вагонов с насыпными и навалочными грузами. В частности, ими внесены изменения в систему электропривода вагоноопрокидывателя с использованием частотно-регулируемого преобразователя с блоком рекуперации, обеспечивающие снижение энергопотребления на 10 % и увеличение производительности на 5 %, а также разработана технологическая схема для эффективной разгрузки смёрзшихся грузов. Срок окупаемости проекта — 5,7 года. Проект получил высокую оценку инженеров-практиков.
За восемь лет проведения конкурса его участниками стали более 3 100 учащихся, разработано около 900 проектов по тематике промышленных предприятий. Ряд проектов внедряются в производство. Большинство участников Инженериады становятся студентами технических вузов. При поступлении в Технический университет УГМК победители и призёры Инженериады получают 10 баллов.
Таким образом, проекты по ранней профориентации школьников уже прочно вошли в систему подготовки будущих технических специалистов, инженеров, квалифицированных рабочих. Большинство активных участников намерены в дальнейшем получать высшее техническое образование, а предприятие воспринимается как место, с которым они свяжут свою жизнь.
