Технологии стран БРИКС: новые возможности для горно-металлургических компаний

Виктория Астранина, Юлия Толкишевская, Станислав Поплавский

События 2022 года и существенные геополитические сдвиги, которые эти события за собой повлекли, заставили большинство российских компаний пересмотреть географию своего международного сотрудничества. Изменения коснулись как цепочки поставок сырья и комплектующих, так и экспортной активности. Предприятия вынуждены в условиях санкционных ограничений искать технологические решения на новых рынках и тестировать новые для себя регионы на предмет сбыта продукции и возможного расширения своей деятельности. Одно из наиболее перспективных направлений для многих секторов, включая горнодобывающий, — это рынки стран БРИКС.

skolkovo-briks-02-678x410
Рис. 1. Доля ВВП по паритету покупательской способности (ППС) стран БРИКС и «группы семи» с 2000 по 2023 г.

Перспективы сотрудничества БРИКС: новый импульс

БРИКС как надрегиональное объединение существует с 2009 года (если точнее, то с 2010 года, когда к «четверке» Бразилия, Россия, Индия и Китай присоединилась Южно-Африканская Республика), однако именно сейчас сотрудничеству внутри группы был придан новый импульс, который выражается как в углублении существующих механизмов кооперации, так и в расширении формата — впервые организация примет новых членов. 1 января 2024 года к БРИКС официально присоединятся Аргентина, Саудовская Аравия, Эфиопия, ОАЭ, Египет и Иран.

К 2020 году доля БРИКС в международном товарообороте достигла почти 20 % (6,7 трлн долл. США), а взаимный экспорт стран-членов с 2015 по 2019 год вырос на 45 %. Объем прямых иностранных инвестиций в страны БРИКС составил в 2019 году более 300 млрд долл. США(1). В 2023 году совокупная доля ВВП по паритету покупательской способности «пятерки» превысила 32 % и превзошла, таким образом, аналогичный показатель «группы семи» (рис. 1, рис. 2). Приведенные выше цифры вовсе не потолок — многие эксперты сходятся во мнении, что по всем направлениям сотрудничества сохраняется значительный потенциал роста.

skolkovo-briks-03-676x678
Рис. 2. Рост экономики стран БРИКС

Тема санкций и их обхода актуальна для большого количества старых и новых членов объединения, и этот вопрос активно обсуждается внутри группы. В частности, на повестке дня расчеты в национальных валютах (есть договоренность о пуле условных валютных резервов стран БРИКС) и кредитование в нацвалютах через Новый банк развития (НБР) БРИКС.

НБР БРИКС — финансовый институт со штаб-квартирой в Шанхае, созданный в 2014 году, во время шестого саммита БРИКС, проходившего в бразильском Форталезе. Несмотря на то что приоритет участия принадлежит странам БРИКС, НБР принимает (на определенных условиях) в состав своей организации и государства — члены ООН: так, помимо основной пятерки БРИКС в НБР участвуют Бангладеш, ОАЭ и Египет. Уставной капитал НБР составляет более 100 млрд долл. США.

За годы своей работы банк одобрил 98 проектов на 33,2 млрд долл. США в таких областях, как транспортное развитие, водоснабжение, чистая энергетика, цифровая и социальная инфраструктура, а также городское строительство. В России банк поддержал 18 инфраструктурных проектов общей стоимостью около 4 млрд долл. США. В июле 2023 года в СМИ появились сообщения о том, что из-за санкций организация пока не рассматривает новые проекты в России(2), однако в августе российские официальные лица выступили с опровержением этой информации(3). Вместе с тем последний поддержанный НБР в стране проект датируется сентябрем 2021 года (проект по доступному жилью от ДОМ.РФ).

Еще одна горячая тема — либерализация торговли, что особенно значимо с учетом участия членов БРИКС в региональных торговых соглашениях: России в ЕАЭС, Бразилии в МЕРКОСУР, ЮАР в Африканской континентальной зоне свободной торговли и т. д. Вступление в расширенный формат БРИКС новые члены расценивают в том числе как получение доступа к этим разнообразным торговым объединениям. Так, известно о планах Саудовской Аравии приобрести горнодобывающие активы в ДРК, Гвинее и Намибии общей стоимостью 15 млрд долл. США — Королевство рассчитывает, что участие в БРИКС+ облегчит договорной процесс(4).

Страны БРИКС эксплицитно выражают намерение развивать технологическое сотрудничество (обмен технологиями, создание совместных научных центров, лицензионная трансформация, совместные проекты R&D и т. д.(5)). В 2020 году на XII саммите была принята Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года, разработанная Минэкономразвития России. В рамках одного из трех блоков взаимодействия документ предусматривает, в частности, углубление сотрудничества в рамках партнерства БРИКС по вопросам новой промышленной революции (PartNIR), развитие инновационного центра БРИКС, целевой рабочей группы БРИКС по вопросам цифровизации, инновационной сети iBRICS, а также содействие созданию совместных технологических платформ, инновационных и технологических хабов, сети высокотехнологичных зон / индустриальных и научных парков, фондов промышленного развития и т. п.(6)

БРИКС: горнодобывающий и перерабатывающий сектор

Исследователи отмечают, что страны БРИКС дополняют друг друга с точки зрения минерально-сырьевых комплексов(7). ЮАР и Бразилия существенно расширили экспорт минеральных товаров за счет сотрудничества внутри БРИКС, а Китай стал самым крупным покупателем минеральных товаров и металлов и обеспечил себе непрерывность поставок из других стран объединения. Вступление новых членов обеспечит группе 72 % мировых запасов редкоземельных металлов (например, с присоединением Аргентины три из пяти крупнейших стран — производителей лития окажутся в БРИКС)(8).

Среди перспектив сотрудничества в этой сфере выделяют:

•         возможность выработки согласованного подхода к экспортным ограничениям в дополнение к индивидуальной проводимой политике стран-членов (так, по данным ОЭСР, в 2021 году у Китая было 35 ограничений на экспорт природных ресурсов, у России — 17, Индии — 32, ЮАР — 14, Бразилии — 7);

•         возможность привлечения инвестиций в те проекты, для которых ранее это было затруднительно (к примеру, Иран обладает крупнейшими в мире запасами цинка и вторыми по величине запасами меди, однако он не мог нарастить объемы добычи).

skolkovo-briks-04-678x550
Рис. 3. Институциональная структура рамочной программы сотрудничества стран БРИКС в области производства и переработки минерального сырья

Несмотря на наличие структуры для сотрудничества в области производства и переработки полезных ископаемых в рамках БРИКС (рис. 3), а также прогресс в других, смежных областях (через НБР прошло более десятка проектов в области энергетики во всех пяти основных странах), до настоящего времени практическое сотрудничество в горнодобывающей отрасли не осуществлялось. В марте 2023 года на встрече глав Минприроды России и Геокомитета ЮАР Россия предложила создать геологическую платформу стран БРИКС, которая позволит укрепить кооперацию участников объединения в области геологии. Глава Роснедр Евгений Петров подчеркнул, что перспективными направлениями для сотрудничества стран БРИКС по геологоразведке станут региональные геологические исследования, новые технологии в геологии, в том числе дистанционное зондирование, цифровое управление, классификация ресурсов(9).

Технологии стран БРИКС: ограничения

Разумеется, не всегда сотрудничество строится так гладко, как хотелось бы. Есть ряд объективных факторов, которые если не ставят под угрозу, то существенно замедляют сближение стран — членов БРИКС.

Во-первых, объединение во многом остается политическим — для сдвигов в экономической плоскости нужны постоянная заинтересованность и воля участников, а также накопленный положительный опыт. Во-вторых, существуют неразрешенные противоречия внутри группы, и особенно это касается ее новых членов (трения между Ираном и Саудовской Аравией, тянущийся кризис по поводу Великой Эфиопской плотины между Египтом и Эфиопией, сложная внутриполитическая обстановка в Аргентине). Наконец, есть сложность в достижении компромисса между индивидуальными потребностями членов, особенно с учетом существенной разницы в их уровне развития.

Как точно выразился один из исследователей БРИКС, «новые члены и расширение состава — это повышение авторитета объединения, более широкая база для взаимодействия, обладание значимыми запасами углеводородов, драгоценных и полудрагоценных и редкоземельных металлов и других минеральных ресурсов, более 45 % населения Земли и более трети территории нашей планеты — это новые значимые финансовые центры и до половины производства ряда зерновых, но одновременно все эти бонусы не смогут привести к автоматическому сложению перечисленных параметров для безусловного лидерства»(10). В 2024 году Россия снова председательствует в БРИКС, и это возможность предложить и возглавить новые инициативы, в том числе через Деловой совет БРИКС и другие экспертные форматы взаимодействия.

Индонезия: «новый Китай»?

Даже с учетом анонсированного расширения остается неохваченный БРИКС+ регион: АСЕАН (Юго-Восточная Азия). А между тем совокупная экономика стран АСЕАН занимает 5-е место в мире — после США, Китая, Японии и Германии. Явный региональный лидер — Индонезия. Горная промышленность находится на четвертом месте в структуре экономики страны с долей в ВВП страны в 12,22 %(11). Инвестиции в добычу основных металлов (как из-за рубежа, так и внутренние) за первую половину 2023 года достигли рекордных 5,7 млрд долл. США; за этот же период было проинвестировано 4,6 млрд долл. США в добычу угля и золота(12). Товарооборот стран ЕАЭС с Индонезией вырос на 48,4 % в 2022 году; идут переговоры о создании зоны свободной торговли ЕАЭС — Индонезия.

Индонезия столкнулась с торговыми спорами с Евросоюзом по поводу пальмового масла (страна является мировым производителем номер один), а также по поводу минеральных руд. В Индонезии многие годы действует запрет на экспорт необработанной никелевой руды, чтобы стимулировать появление заводов по обработке. В 2021 году Джакарта достигла договоренности с китайскими компаниями об инвестициях общим объемом 30 млн долл. США, а к июлю 2023 года уже функционировали 43 завода и еще 28 были в процессе строительства(13). В том же месяце Европейская комиссия объявила о начале консультаций по использованию правоприменительного регулирования в отношении Индонезии, так как, по ее мнению, запрет противоречит нормам ВТО и искажает мировые рыночные цены(14).

Кроме того, у Индонезии были амбиции по созданию в стране комплексной цепочки поставок для электротранспорта, однако эти планы оказались несостоятельными после решения компании Tesla разместить региональный офис в соседней Малайзии(15). Все это подстегивает Джакарту искать новые взаимовыгодные союзы, и действующий президент Джоко Видодо не исключил вступление республики в БРИКС+ в 2024 или 2025 году(16), однако пока страна не спешит оформлять кандидатскую заявку. Вероятно, это в большой степени обусловлено грядущими президентскими выборами в феврале 2024 года.

В целом установление сотрудничества с индонезийскими организациями и предприятиями видится сейчас весьма перспективным. Джакарта, претендуя на статус регионального лидера, проводит суверенную политику и ищет диверсификацию от китайских и американских решений и партнерств. Индонезия является одной из наиболее лояльных к российским компаниям стран в регионе, как на уровне государственного аппарата, так и на уровне бизнеса.

Возможности департамента международного сотрудничества “Сколково”

Адаптация к новым геополитическим условиям и новым рынкам требует ресурсов: временных, человеческих, финансовых. Сэкономить ресурсозатраты может надежный проводник, обладающий нужными компетенциями и достаточным весом в глазах зарубежных партнеров. В этом смысле Фонд «Сколково» — носитель уникальной экспертизы на стыке инновационных технологий и международных рынков.

Активная работа на международном направлении сформировала у Фонда партнерскую сеть из 2000+ организаций из 60+ стран, а статус федерального инновационного центра позволил заключать партнерства напрямую с зарубежными министерствами, деловыми объединениями и крупными индустриальными компаниями (рис. 4).

skolkovo-briks-05-678x402
Рис. 4. География сотрудничества Фонда «Сколково»

У «Сколково» есть представительства в двух странах БРИКС: с 2015 года в Китае, с 2022 года — в Индии. Офис в Пекине работает на базе сотрудничества с научно-техническим парком «Чжунгуаньцунь» («Китайская Кремниевая долина»), располагаясь в их центре — инкубаторском хабе Innoway. С 2022 года офис в Китае оказывает российским компаниям услуги по замещению поставщиков оборудования, комплектующих, химических и лабораторных реактивов, занимаясь поиском необходимых подрядчиков и оказывая содействие в проведении переговорного процесса.

Любое действие в отношении зарубежного рынка, будь то экспансия или поиск технологий, сложно себе представить без подготовки, в том числе изучения его состояния, перспектив и основных игроков. Департамент международного сотрудничества Фонда «Сколково» оказывает комплексные услуги по проведению аналитических исследований зарубежных рынков и конкретных отраслей в соответствии с целями и задачами заказчика в более чем 15 иностранных государствах. Широкая сеть разнопрофильных экспертов в целевых странах позволяет находить и систематизировать информацию по различным отраслевым направлениям, связанным с биомедицинскими, энергетическими, информационными и промышленными технологиями.

Один из наиболее частых в настоящее время запросов со стороны корпоративного сектора — скаутинг зарубежных технологических решений. Имея доступ к партнерским инновационным экосистемам разных стран, «Сколково» может обеспечить входящий поток проектов; профильные специалисты как из технологических кластеров Фонда, так и из его экспертной сети помогают оценить проекты на предмет соответствия запросу заказчика, а программы корпоративной акселерации позволяют доработать и приземлить зарубежное решение на российском рынке.

skolkovo-briks-01

Виктория Астранина, директор департамента международного сотрудничества Фонда «Сколково»:

— Фонд «Сколково» фактически оказывает услуги по консалтингу в области международного технологического сотрудничества. Три наших ключевых преимущества: обширная партнерская сеть среди государственных институтов, научных кругов и бизнеса стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки; адаптивность под специфику конкретных запросов российских компаний и скорость работы. Можем помогать как на этапе исследования рынков и партнеров, так и в организации мероприятий с профильными иностранными партнерами, в том числе выездных бизнес-миссий, «под ключ». Будем рады сотрудничеству!

skolkovo-briks-06

Станислав Поплавский, директор по инновациям, направление «Горное дело и Металлургия» Фонда «Сколково»:

— Инновационная сфера является одной из ключевых областей успешного развития бизнеса горнодобывающих корпораций и включает в себя создание и внедрение новых технологий, продуктов и услуг, а также разработку новых подходов и методов в различных подотраслях. Уход западных технологических компаний сильно ударил по бизнесу практически всех компаний. Многие до сих пор думают, что замены западным технологиям на международном рынке нет, и это ошибочное мнение. Во-первых, решение может оказаться и среди российских разработчиков, многие наши компании из-за монополизма иностранных вендоров и нехватки ресурсов, чтобы с ним бороться, свой бизнес развивали в рамках сотрудничества с 1–2 корпорациями, а сейчас поняли, что необходимо активно показывать себя рынку и развивать сеть партнерства. Во-вторых, по нашему опыту, если технологии нет в России, в 90 % случаев мы находили технологии как минимум не хуже в Индии, Китае, Индонезии, Иране, и даже по многим параметрам лучше. Сегодня мы отрабатываем сложные запросы от корпораций даже в чувствительных отраслях промышленности. Список реализованных проектов в странах БРИКС+ у нас растет. Мы готовы закрывать потребности горно-металлургических компаний в области ИТ-решений, цифровизации, химии, новых материалов, металлургических порошков и многое другое.

По вопросам обращаться SPoplavskiy@sk.ru

Примечания:

1        Из доклада Экспертного совета БРИКС «Оценка достижений Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2020 года» https://www.economy.gov.ru/material/file/2df561b83bad3c3442ab6c2f713614a9/1139279.pdf

2 https://www.rbc.ru/finances/27/07/2023/64c181429a79470005ae94e4

3        https://tass.ru/ekonomika/18586699

4        https://www.mining-technology.com/features/brics-expanding-mineral-market-in-africa-and-middle-east/?cf-view

5        https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/rossiya-briks-ves-mir/

6        Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года (неофициальный перевод на русский язык) https://brics-russia2020.ru/images/114/81/1148133.pdf

7        Дергачев А. Л. Минерально-сырьевые комплексы стран БРИКС — взаимные поставки и регулирование мирового рынка минерального сырья. ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 4. ГЕОЛОГИЯ. 2021;1(4):3-13. https://doi.org/10.33623/0579-9406-2021-4-3-13

8        https://www.csis.org/analysis/six-new-brics-implications-energy-trade

9        https://tass.ru/ekonomika/17378629

10      https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/impuls-mnogopolyarnosti-itogi-sammita-briks-v-yuar/

11         https://www.statista.com/statistics/1019099/indonesia-gdp-contribution-by-industry/

12      https://www.aseanbriefing.com/news/investing-in-indonesia-the-2023-mid-year-investment-report/#:~:text=Basic%20metal%20mining&text=The%20sector%20recorded%2089%20trillion,of%20the%20downstream%20metal%20industry

13        https://www.eastasiaforum.org/2023/10/14/reassessing-indonesias-nickel-downstreaming-policy/#:~:text=In%202020%2C%20Indonesia%20banned%20the,totalling%20some%20US%2430%20billion

14      https://policy.trade.ec.europa.eu/news/eu-launches-consultation-use-enforcement-regulation-indonesian-nickel-export-restrictions-2023-07-07_en#:~:text=Indonesia%20has%20long%2Dstanding%20restrictions,and%20other%20users%20and%20producers

15      https://asia.nikkei.com/Business/Automobiles/Tesla-becomes-latest-EV-company-to-see-promise-in-Malaysia#:~:text=KUALA%20LUMPUR%20%2D%2D%20Tesla%20officially,to%20develop%20their%20EV%20industries

16      https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19132397/amp

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку