Недропользование на лесных участках после 2026 года. К чему готовиться недропользователям и юристам?

Жаров Евгений Викторович

Правовая коллизия

Использование недр, земель и лесов регулируется разными законами: Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» (далее — Закон о недрах), Земельный и Лесной кодексы. Согласно ст. 7, ч. 1 ст. 25.1 Закона о недрах и п. 3 ст. 6 ЗК РФ, горный отвод и земельный участок над ним – самостоятельные объекты права. Лицензия на недропользование не даёт автоматически права на земельные участки в границах отвода, но без пользования поверхностью недропользование часто невозможно. Это порождает правовые конфликты, когда деятельность, разрешённая одним законом (например, добыча полезных ископаемых), блокируется нормами другого (например, запретом на рубки в защитных лесах).

zharov-01-zharov-01
Евгений Викторович Жаров, адвокат по экологическому праву, управляющий партнёр адвокатского бюро ZharovGroup, доктор права, кандидат экономических наук, ведущий телеграм-канала «Жаров про экологическое право»

Основные проблемы недропользования на лесных участках

Несмотря на декларируемую в законодательстве возможность предоставления лесных участков для целей недропользования без торгов (пп. 2, 3 ст. 43 ЛК РФ, пп. 20 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ), на практике недропользователи сталкиваются с рядом препятствий:

1.       Ограничение границ участков строго проекцией недр. Уполномоченные органы отказывают в предоставлении земельных участков, даже частично выходящих за границы вертикальной проекции участка недр, что необходимо для размещения инфраструктуры. Например, Арбитражный суд Томской области отказал ООО «Баранцевское» в предоставлении лесного участка, так как он не входил в границы лицензии на недропользование (решение от 24 февраля 2022 г. по делу № А67-8863/2021).

2.       Жёсткий режим защитных лесов. В защитных лесах и особо защитных участках недропользование либо запрещено, либо фактически невозможно из-за ограничений на строительство и рубки. Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отказал ООО «Первая строительная компания» в использовании лесного участка для скважин, так как он относился к защитным лесам (постановление от 6 октября 2025 г. № Ф04-1746/24).

3.       Сложность изменения границ защитных лесов. Преодоление запретов требует изменения границ защитных лесов, что сопряжено с лесоустройством и получением приказа уполномоченного органа. Например, суд отказал обществу «Скрипинбург» в исключении участка из особо защитных участков лесов, так как он находился вблизи населённых пунктов (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2025 г. № 01АП-8241/24).

4.       Сложность перевода земель в другую категорию. Процедура перевода лесного участка в земли промышленности требует решения Правительства РФ и обширного пакета документов. Например, закон не позволяет переводить особо защитные участки в эксплуатационных лесах, кроме объектов государственного или муниципального значения.

zharov-02-zharov-02-678x449

Новеллы Федерального закона № 295-ФЗ: изменения с 2026 года

С 1 марта 2026 года вступает в силу реформа, посвящённая видам разрешённого использования (ВРИ) земельных участков. Ключевые изменения:

•         Легальное определение ВРИ: в ЗК РФ введено понятие ВРИ как вида деятельности, допускаемой на участке, а также над и под его поверхностью (п. 1 ст. 14.1 ЗК РФ).

•         Соотношение ВРИ и лесохозяйственного регламента: для лесных участков ВРИ будут устанавливаться в соответствии с видами разрешённого использования лесов, предусмотренными лесохозяйственным регламентом.

•         Устранение коллизий при предоставлении участков: закон сужает основания для отказа в предоставлении земельных участков, делая процедуру прозрачнее.

Почему изменения не решат ключевых проблем?

•         Запретительные режимы защитных лесов сохраняются. Основные ограничения (ст. 111–119 ЛК РФ) остаются в силе. Новые правила о ВРИ не отменяют и не смягчают эти нормы.

•         Лесохозяйственный регламент остаётся «крепостью». Порядок внесения изменений в лесохозяйственные регламенты (приказ Минприроды России от 27.02.2017 № 72) крайне ограничен. Например, если геологическое изучение недр не предусмотрено регламентом, внести изменения можно только путём разработки нового регламента.

•         Проблема предоставления участков за пределами проекции недр не решена. Новый закон не обязывает предоставлять недропользователям смежные земельные участки для инфраструктуры без торгов.

К чему готовиться недропользователям и юристам?

•         Не стоит ожидать кардинального упрощения. Реформа ФЗ № 295-ФЗ — это важный, но в основном технический шаг в систематизации земельного законодательства. Она не является «революцией» для недропользователей на лесных участках.

•         Ключевые риски смещаются в плоскость лесного законодательства. Основной задачей по-прежнему будет доказывание возможности осуществления работ в защитных лесах и/или изменение границ особо защитных участков. Юристам необходимо углублённо работать с лесохозяйственными регламентами и процедурами их изменения.

•         Необходима ранняя и комплексная юридическая экспертиза. При планировании проектов необходимо на самой ранней стадии:

—      тщательно анализировать лесохозяйственный регламент лесничества на предмет разрешённых видов использования лесов;

—      оценивать принадлежность лесных участков к защитным лесам и особо защитным участкам;

—      заранее просчитывать риски и сроки, связанные с процедурами изменения границ особо защитных участков лесов, перевода земель или получения статуса объекта государственного значения.

•         Готовность к длительным административным процедурам. Сложный процесс согласований с органами лесного хозяйства, Роснедрами и региональными властями останется нормой.

Заключение

После 2026 года недропользователям придётся работать в условиях усовершенствованной, но всё ещё сложной системы регулирования. Успех проекта будет зависеть от умения согласовывать нормы трёх подотраслей природоресурсного права.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку