ТЖД – Тихоокеанская железная дорога: стройка нового века

Олег Анциперов

Угольная компания «ЭЛСИ» строит железную дорогу к Тихому океану. Масштабный и технически сложный проект сравнивают со всесоюзной стройкой XX века — Байкало-Амурской магистралью. Если разобраться в деталях, то это сравнение не так далеко от истины. Суровые условия, в которых ведется работа, сложная логистика, тысячи человек и сотни единиц техники, задействованных в создании Тихоокеанской железной дороги, и экономический вклад в развитие Дальнего Востока делают этот проект главным претендентом на звание «стройки нового века».

elsi-01-678x382

Физика и лирика

В середине XX века в советской литературе неимоверную популярность набрал жанр научной фантастики. Среди многообразия сюжетов выделялись те, что повествовали о промышленном освоении далеких миров. Например, в одном из первых фантастических рассказов братьев Стругацких целью исследовательской команды была разведка урановых месторождений на Венере. Тема обеспечения страны необходимыми ресурсами не удивительна. Государство активно отстраивалось, идеи инфраструктурного и ресурсного развития буквально витали в воздухе. Спустя десятилетие после выхода в свет «Страны багровых туч» в восточной части России стартовал один из самых масштабных проектов советской эпохи ­— легендарный БАМ, одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.

До недавнего времени казалось, с завершением советского периода в истории России закончилась история и масштабных инфраструктурных проектов за Уралом. Однако передовое знамя строителей БАМа подхватили преемники — угольщики из «ЭЛСИ» создают в Якутии и Хабаровском крае современный логистический хаб, частью которого станет Тихоокеанская железная дорога. Она соединит Эльгинское угольное месторождение с морским угольным терминалом «Порт Эльга» в районе мыса Манорский на побережье Охотского моря.

elsi-02-678x235

Строительство ТЖД в Эльгинском месторождении

Эльгинское месторождение — крупнейшее на территории России месторождение коксующегося угля. С приходом нового собственника в 2020 году объемы добычи здесь выросли в разы. По данным «ЭЛСИ», в прошлом году на Эльге добыли более 20 млн т угля.

Среднесрочная стратегия развития месторождения предусматривает увеличение этого показателя как минимум вдвое — до 45 млн т в год.

Ключевой рынок сбыта эльгинской продукции — страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Для «ЭЛСИ» это одновременно и преимущество, и логистический вызов. Близость к потребителю — а транспортное плечо от Эльги до самого удаленного порта Дальнего Востока значительно меньше, чем у потенциальных конкурентов из Кузбасса, — нивелируется мощностями Восточного полигона. Добавляет неопределенности современная геополитика. Переориентация российских производителей на Восток оставляет очень небольшое поле для маневра традиционным игрокам на этом рынке. Альтернативный маршрут к Тихоокеанскому побережью разгрузит существующие транспортные линии.

Есть где развернуться

Тихоокеанская железная дорога в этой картине мира представляется отчасти радикальным, но единственно верным решением для обеспечения стабильного потока эльгинского угля в АТР. Ее общая протяженность составит 531 км, а «развернутая длина», где считаются разъезды и станции, будет равна 626 км. После строительства ТЖД общая протяженность железной дороги, принадлежащей компании, составит около 1 200 км. Суточный трафик на ТЖД составит 18 пар грузовых поездов. Грузопоток обеспечит подвижной состав из 15 локомотивов и 1,2 тыс. вагонов.

Кстати, в конце декабря на нулевом километре ТЖД в районе мыса Манорский на рельсы поставили тепловоз ТЭМ-2. Он стал самым северным тепловозом Сибири и Дальнего Востока. Это не просто экспозиция для демонстрации возможностей. Уже сейчас тепловоз обеспечивает своевременный завоз материалов для строительства путей, а в будущем будет доставлять в специализированных вагонах щебень, необходимый для балластировки путей.

Территориальная целостность

ТЖД пройдет по территории Республики Саха (Якутия), где находится Эльгинский угольный разрез, и Хабаровского края до мыса Манорский на Удской губе — в заливе Охотского моря. Здесь будет возведен угольный морской терминал «Порт Эльга» годовой мощностью 30 млн т. На начальном этапе порт сможет принимать суда дедвейтом до 55 тыс. т. В начале февраля проект «Порт Эльга» получил ряд положительных разрешений профильных ведомств и муниципальных структур. Заключения и резолюции позволят сосредоточиться на дальнейшем развитии проекта.

Территория, на которой идет строительство ТЖД, — это в большинстве своем суровые и безлюдные места. В регионе короткое прохладное лето и долгая холодная зима. С поздней осени до начала календарной весны температура здесь опускается до −55 ºC, а по ночам может доходить и до −65 ºC. Почва в таких условиях промерзает глубже 2,5 м. Еще одна нетривиальная задача — доставка людей и материалов. На сотни километров вокруг нет крупных населенных пунктов или развитой транспортной сети. За счет этого проект технически сложен.

Тем не менее по состоянию на конец февраля 2023 года уже построено более 90 км дороги. Укладка путей ведется сразу с двух направлений: со стороны месторождения и побережья. Работы ведут четыре тысячи специалистов, которые работают вахтой. В моменте в строительстве задействовано до двух тысяч работников и свыше 550 единиц специальной техники.

Материалы и технику для строительства доставляют по морю в короткий сезон навигации, а строителей со стороны залива — вертолетами.

В прошлом году для возведения ж/д полотна было закуплено 50 тыс. т материалов верхнего строения пути: рельсов и шпал, рельсовых скреплений, крепежных элементов. Для сравнения: это вес двух атомных ледоколов «50 лет Победы». Закуплено почти 453 тыс. шпал и 7,5 тыс. т водопропускных труб. Этого количества достаточно, чтобы построить 253 км, или 47 % всей ТЖД.

Тихоокеанская железная дорога – последние новости

В сумме все факторы ставят ТЖД если не на ту же ступень, то очень близко к Байкало-Амурской магистрали. Стройка нашего века не отстает от «стройки века» ни в темпах, ни в совокупной сложности условий, в которых она проходит. Есть и общие, проверенные временем решения. Например, при возведении мостов используются те же типовые конструкции пролетов, что и при строительстве БАМа. Завершить проект «ЭЛСИ» планирует в 2026 году. Но раз уж образцом для сравнения становятся ударные стройки советской эпохи, когда проекты сдавали с опережением графика, может быть, история ТЖД повторится и в этом?

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку