banner-lgmg-862x90-1-1

Инновации. От проекта — к действию

Компания «Богатырь Комир» ставит перед собой задачу по усовершенствованию технологии добычи угля и повышению эффективности производства. На сегодня основной инновационный проект, реализуемый на разрезе «Богатырь», — строительство циклично-поточного комплекса.

bogatyr-01-678x520

В настоящее время балансовые запасы угля на месторождении составляют около 3 млрд т, и при текущей производственной мощности их хватит не менее чем на 70 лет. На данный момент глубина ведения добычных работ достигла своего критического значения, и технология, которая применяется сегодня, экономически невыгодна. Дальнейшее ее использование потребует строительства новых железнодорожных путей и станций, приобретения новых тяговых агрегатов, устройства контактной сети, питающих линий, усиления источников тягового электроснабжения. Кроме того, увеличится дальность транспортирования угля, что вызовет значительное увеличение капитальных затрат и эксплуатационных расходов на содержание электрифицированного железнодорожного транспорта, которые будут возрастать по мере углубления горных работ при вскрытии каждого нового добычного горизонта. Более того, эксплуатируемое в настоящий момент оборудование приближается к достижению предела экономически целесообразного срока службы.

bogatyr-02-678x381

Чтобы исключить высокие производственные расходы, было принято решение о внедрении циклично-поточной технологии (ЦПТ). Проект предусматривает применение поточного (непрерывно действующего) конвейерного транспорта для перемещения горных пород в технологическом потоке в сочетании с цикличными буровзрывными работами и циклично действующими одноковшовыми экскаваторами или погрузчиками в забое, осуществляющими выемку и погрузку взорванной горной массы в большегрузные самосвалы с транспортировкой на дробильно-перегрузочные пункты на конвейерной системе.

Ещё одно преимущество сооружаемого комплекса — это управление качеством угля. Принимаемая технология усреднения угля обеспечивает достижение максимального среднего значения содержания золы усреднённого угля 42 % при среднем отклонении ±2 %.

bogatyr-03-678x509

В настоящее время компания перешла к активной фазе реализации проекта, и уже проведены необходимые горно-капитальные работы. Самым сложным участком развернувшегося строительства был участок на станции Шыгыс. При установке металлоконструкций на этом отрезке пришлось демонтировать часть контактной сети. Проводились эти работы в момент, когда объёмы вывоза угля были минимальными. В короткие сроки работа станции была восстановлена, и строительство ЦПТ продолжилось согласно графику. В настоящее время выполнены фундаментные работы на 25–30 % и монтаж металлоконструкций на 10 %. Если же рассматривать каждый объект отдельно, то на площадках, где будут установлены дробилки, залит фундамент, произведена его обратная засыпка, грунт уплотнён, и на них поставлены понтоны. Кроме того, смонтированы основные рамы дробилок. Большая работа проведена по монтажу подъёмного конвейерного моста, он практически завершён, общая протяжённость его составит 950 м. Ещё один цикл — это линейные конвейеры, где на данном этапе заводятся шпалы, на которых будут устанавливаться ставы, их укрупнительная сборка уже ведётся. Следующим этапом станут работы на поверхностном комплексе.

Для реализации проекта ЦПТ созданы все условия. Необходимые металлоконструкции для монтажа комплекса поставлены в полном объёме и размещены на площадке временного хранения. В ближайшее время ожидается поставка механического и электрического оборудования.

Наталья БЕКТЕМИРОВА, Фото Геннадия ДРОБЦА

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку