skip-lazy

Курс на модернизацию

Юрий Проскоков

Золоторудная компания «Майское» (входит в «Полиметалл»), осуществляющая деятельность в Чукотском автономном округе, готовится ввести в эксплуатацию уникальное для промышленности территории оборудование — конвейерный тракт выдачи руды (КТВР). Он позволит повысить производственную и экономическую эффективность технологического процесса, а также снизить объемы выброса парниковых газов.

polometall-mayskoe-01-678x263

КТВР состоит из четырех ленточных кон-вейеров общей длиной 2,3 км, которые обеспечат подачу руды с подземного склада на поверхность. До запуска конвейера сырье поднимает спецтехника, преодолевая расстояние свыше 5 км.

Производственная необходимость

В первом квартале этого года Майское добыло 195 тыс. т руды. При этом подземные горные работы стали затрагивать все более глубокие горизонты месторождения. Плечо транспортировки превысило 5,5 км, а количество задействованной техники достигло 18 автосамосвалов и 16 погрузочно-доставочных машин. Такой плотный трафик в будущем мог осложнить работу предприятия.

— Вероятно, нам пришлось бы увеличивать парк спецтехники. При этом подземная инфраструктура имеет свои ограничения, что не дает возможности эффективно использовать большое количество тех же автосамосвалов, — комментирует главный инженер Майского Евгений Попов. — Оперативное управление потоком снизилось бы, что могло сказаться и на производительности подземного рудника в целом.

Действуя на опережение, инженеры «Полиметалла» разработали проект линии транспортировки горной массы. К основной проходке добавились новые километры выработок, которые должны были связать подземку и стакер — один из главных элементов конвейерного тракта выдачи руды.

— Более четырех тысяч погонных метров проходки и 60 тыс. куб. м извлеченной породы — такие предстояли масштабы, — уточняет начальник рудника Константин Гладуш. — Маркшейдеры, геомеханики, геологи, крепильщики, машинисты и взрывники — к выполнению новой амбициозной задачи подключились все подразделения. С глубины 460 м надо было выйти к месту будущего строительства стакера.

polometall-mayskoe-02-678x378

Вопреки северной логистике

В 2021 году на Майском началась активная фаза строительства КТВР. От подземного склада стали прокладывать каскад из четырех линейных конвейеров. Начали с обустройства бетонных фундаментов наверху и монтажа оборудования. В первом квартале 2022-го приступили к подземному этапу строительства.

— Это очень интересный проект. На поверхности установлено, казалось бы, небольшое оборудование, а под землю оно уходит более чем на 2 км конвейерной ленты, которая соединяет поверхность с подземкой. Только одного бетона для организации фундаментов для подземной части ушло порядка 600 куб. м, — отмечает заместитель главного инженера по капитальному строительству Майского Илья Горшков.

Предприятие расположено в 150 км от ближайшего населенного пункта — города Певека. А он, в свою очередь, с Большой землей связан только авиасообщением и летней морской навигацией.

Доставка материалов для конвейерного комплекса из центральных районов страны занимала месяцы. Случались и задержки.

— Часть материалов и комплектующих для подрядных организаций, привлеченных к строительству, не удалось доставить вовремя из-за того, что судно не дошло до порта Певек, — рассказывает Евгений Попов. — Помешала сложная ледовая обстановка. Поэтому некоторые детали и даже инструменты пришлось изготавливать на месте, а определенные грузы доставлять по автозимнику из Магадана — это более полутора тысяч километров в одну сторону.

Сложная логистика не повлияла на ход реализации проекта: в апреле этого года завершилась проходка, и на объекте начались пусконаладочные работы.

С заботой об экологии

После запуска первые тонны горной массы с глубоких горизонтов месторождения пойдут по конвейеру на поворотный стакер и далее на золотоизвлекательную фабрику для переработки.

— Эксплуатация конвейерного комплекса позволит заметно повысить эффективность производственного процесса, а также уменьшить выбросы парниковых газов. В отличие от горной техники, работающей на дизельном топливе, КТВР функционирует за счет электроэнергии, — поясняет Константин Гладуш.

Повышение экологичности производства, снижение углеродного следа — одна из стратегических задач предприятия. В рамках программы электрификации горной техники еще в 2016 году в горных выработках Майского начали использовать технику на аккумуляторных батареях. В 2021 году на месторождение доставили крупногабаритную погрузочно-доставочную машину на электроприводе. Эта ПДМ с объемом ковша почти 7 куб. м задействована при погрузке горной массы с подземного склада на конвейер.

— Отсутствие выбросов, меньше шума и небольшое количество выделяемого тепла — вот несколько очевидных преимуществ питания от сети, — перечисляет главный механик энергомеханической службы предприятия Александр Гаврилов. — Работает техника от трансформатора 660 В. Высоковольтный кабель разматывается до 300 м.

Поделиться статьёй

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку