Всю жизнь у доменных печей

Фамилия Исмагиловых на металлургическом комбинате АО «АрселорМиттал Темиртау» на слуху уже давно. Два родных брата – оба металлурги и оба гордость многотысячного коллектива. Оператор конвертерного цеха Рафаил Исмагилов в 2018-м за верность профессии и производственный трудовой стаж более 40 лет был удостоен медали «Еңбек ардагері». Старший мастер доменных печей ДЦ Радик Исмагилов, о котором мы сегодня расскажем, в этом году был награжден орденом «Еңбек Даңқы».

Радик Мухамадельмаккиевич ждал нашу съемочную группу на литейном дворе доменной печи №4, где в самом разгаре капитальный ремонт. Мужчина серьезный, со строгим взглядом. Кажется, что мимо него на домне незаметно не сможет пролететь даже комар. Исмагилов видит все и держит под контролем. Когда он в спецодежде и каске, сложно понять, что перед нами не парень, а уже состоявшийся мужчина, проработавший на комбинате большую часть жизни.

Радик Мухамадельмаккиевич к интервью отнесся как к производственной задаче. Надо значит надо. В этот день, сидя возле пульта управления ДП-4, я пыталась узнать о жизни и мечтах металлурга Исмагилова, а он в свою очередь с упоением рассказывал о доменных печах. На любой вопрос о личном он отмахивался и пытался рассказать, как интересна и увлекательна его работа. Но все же немного выведать удалось.

– Родители мои – уроженцы Башкирской ССР. Мухамадельмакки Сабирович и Елизавета Алексеевна приехали в Темиртау по комсомольской путевке строить металлургический комбинат, – рассказывает Радик Исмагилов. – Познакомились они здесь, поженились. В Темиртау старший брат Рафаил родился. Потом вернулись назад, в Башкирию, я появился там в 1963 году. Спустя год семья вернулась на Казахстанскую Магнитку. Родители ее строили, а мы здесь работаем.

Через тернии – на комбинат

Детство героя нашей статьи прошло в Темиртау. Он окончил школу, а потом ушел в армию. Папа Радика Мухамадельмаккиевича был строителем и предлагал сыну пойти по его стопам. Но в выборе победила профессия «металлург». Наверное, суждено.

Отдав долг родине, Радик Исмагилов вернулся, поступил в Завод-ВТУЗ. В 1988 году получил диплом по специальности «металлургия черных металлов». Но начать трудовой путь на родном для всех темиртаусцев предприятии сразу не удалось – вакансий не было.

– По распределению мне достался Орско-Халиловский комбинат, который в Оренбургской области, – вспоминает ветеран комбината. – Три года там отработал. Семья приезжала ко мне, конечно, проведывала. Но я должен был вернуться в родной город металлургов, ведь тут было все: семья, родня, квартира.

Как только появилась вакансия в 1991-м, Радик Исмагилов устроился на металлургический комбинат в доменный цех горновым. В декабре 1992 года его перевели в газовщики, а через три годам он уже начал работать в должности мастера.

– Старшим мастером я стал в 2013-м, – говорит Радик Мухамадельмаккиевич. – Когда я начал работать горновым в Новотроицке, мне было 25 лет. Тогда Советский Cоюз был еще, а он, как вы знаете, был един. Поэтому двери для меня были открыты на любое металлургическое предприятие нашей большой страны, где были вакансии. До сих пор удивляюсь, почему не было места в тот год в Темиртау? Мне было уже 28 лет, когда я устроился на наш комбинат. Тогда я уже знал и стажировался на металлургических производствах в Нижнем Тагиле и Новотроицке. И этот опыт для меня лишним, конечно же, не был. К нам работать я уже пришел готовым специалистом.

Как работают другие

Для Радика Исмагилова опыт на других производствах еще в начале своего трудового пути стал не единственным. После того как он стал частью большой команды профессионалов компании «АрселорМиттал Темиртау», Радику удалось посмотреть, как работают иностранные металлурги.

– У меня было много командировок за время работы в компании, – говорит старший мастер доменных печей. – Я видел, как трудятся на предприятиях Чикаго, Южной Африки, Франции, Кривого Рога… А начиналось все в 2008 году, когда возник вопрос о том, что пора использовать технологию торкретирования шахт доменных печей. Тогда меня отправили в дальнюю командировку на американский завод. Мы в то время работали еще по старой гипромезовской технологии и производили футеровку огнеупорным кирпичом. С начальником цеха мы одними из первых из Казахстана ознакомились с технологией торкретирования.

Новая технология, новые требования, новые подходы и материал тогда крайне впечатлили Радика Исмагилова. Но применить на деле новые знания удалось не сразу. Оборудования и специалистов, которые могли бы провести эту работу в наших краях, еще не было.

– А на сегодня мы уже провели такие ремонты, применяя новую технологию, на всех печах, – рассказывает мой собеседник. – Кстати, сейчас эта работа проводится на доменной печи №4. Торкрет – это нанесение футеровки на холодильник шахты печи бетоном, слой которого намного тоньше того, который делали бы по старинке кирпичом. Эта технология для производства много значит. Раньше процесс футеровки занимал иногда более 40 дней. Поэтапно по кольцу внутри печи на раствор выкладывались кирпичи, а теперь мы за 5 дней по новой технологии можем провести футеровку!

Производство, и только оно

Еще долго Радик Мухамадельмаккиевич рассказывал нам о том, что современные виды бетона позволяют уменьшить толщину футеровки, а бетон сегодня делают жаропрочный, износостойкий, максимально защищающий тело холодильников печи от перегревов и прогаров.

– Процессы в печи ведь идут непрерывно, механическое стирание идет, а футеровка рекомендована раз в два года. Теперь вся эта процедура занимает максимум 7 дней! – с гордостью рассказывает он. – Сейчас у нас на литейном дворе стоит установка, в которой готовится бетон. После того как бетон перемешан, он подается по трубопроводам на колошник к роботу, в роботе он смешивается, добавляется специальный реагент, благодаря которому материал быстро затвердевает и прилипает к стенке, а не падает.

Многое узнал Радик Исмагилов благодаря командировкам. Рассказал он и о бетонных желобах, которые начали внедрять на литейных дворах доменных печей металлургического комбината АО «АрселорМиттал Темиртау» с 2012 года.

– Раньше желоба, по которым идут продукты плавки, мы делали из набивной массы собственного производства, – говорит старший мастер. – Мы брали кокс с коксохимпроизводства, добавляли к нему пек и глину, и получался готовый продукт. Даже участок у меня был, назывался глиномяльное отделение. Там мы и делали огнеупоры. И хоть стойкость их была невысока, выбора не было – все так работали с 60-х. В 2012-м модернизация началась с доменной печи №2, где построили новую систему желобов. Сегодня модернизированы желоба всех печей. В 2014-м нас, темиртауских доменщиков, пригласили на международную конференцию ArcelorMittal, где коллеги опытом делились. Тогда у нас было мало опыта, мы только начинали. Сегодня уже есть чем похвастать.

Начальник добрым не бывает

Хоть и принято считать, что с внедрением нового оборудования человеческий труд становится легче, Радик Исмагилов другого мнения:

– Оборудование обновляется часто, а ведь на нем тоже нужно научиться работать. Мы, например, учились на металлургов. Какие задачи перед нами ставили? Из шихты, из рудной части с помощью кокса доменной печи получать чугун, шлак и продукты плавки. Теперь с введением новых технологий, к примеру той же футеровки, мы становимся и огнеупорщиками. Мы же сейчас знаем свойства всех бетонов, которые получаем, их маркировку, метод применения как в самой шахте печи, так и по всему тракту горячего дутья и желобов. Обучение всегда требует больших затрат сил и времени.

Работа старшего мастера крайне многозадачна. Здесь нет права на ошибку, зато есть много ответственности. Причем не только за себя, но и за других.

– Я отвечаю за обеспечение доменных печей всеми технологическими и ремонтными материалами, за подготовку литейных дворов к выпуску чугуна, организацию графика выпуска чугуна, подготовленность персонала.

Под руководством Радика Исмагилова сегодня 93 горновых. Он как старший мастер должен правильно их распределить по сменам, а в случае чего заменить и даже организовать обучение.

– Коллектив у нас здесь большой и разный. У каждого свое мировоззрение, образование, свои взгляды и убеждения, – говорит Радик Исмагилов. – Поэтому дисциплина нужна, строгость, слаженность действий. Начальник добрым не бывает. Такой руководитель не сможет удержать коллектив.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку