banner-lgmg-862x90-1-1

Юристы показали недропользователям, как пользоваться новыми возможностями

На сессии 4, которая прошла во время 12-го горнопромышленного форума МАЙНЕКС Россия-2016, ее участники обсудили тонкости юридического оформления недропользования в России.

ah8a8048

Замначальника управления геологии твердых полезных ископаемых Роснедр Ярослав Кичало рассказал об первых итогах работы ведомства по выдаче лицензий по заявительному принципу.

Он напомнил, что государство с 2012 года сокращает госфинансирование геологоразведочных работ, и к 2020 году оно будет направляться только на региональные ГРР. С 2014 года Роснедра стало выдавать лицензии по заявке. Но на лицензируемых территориях должны отсутствовать ресурсы по категориям Р1 и Р2 и запасы, лицензионная площадь не должна захватывать особо охраняемые природные территории, а также земель безопасности и обороны.

В 2014 году была выдана 41 лицензия, в 2015 году – 255, а за три квартала 2016 года – 279 лицензий. При этом 544 заявки находятся на стадии оформления, и можно ожидать, что до конца года ведомство выдаст еще 400-500 заявок. По этим лицензиям согласован 201 проект, предусмотрено 250 км работ, общий объем инвестиций по проектам, которые сейчас рассматривает Росгеолэкспертиза, составляет более 21 млрд руб.

Государство считает, что, если лицензии выданы бесплатно, должен быть и контроль за исполнением лицензионных обязательств. Недропользователь должен сдать проект в Росгеолэкспертизу. И если проект не сдан, ведомство предоставляет отчет, а территориальные органы, которые уведомляют недропользователя о необходимости в течение трех месяцев предоставить проект ГРР, и, если владелец лицензии все же не делает это, досрочно прекращают действие лицензии.

В течение последних нескольких месяцев идет работа о новациях в 61 приказ. Первое новшество: заявительный принцип будет распространен на углеводородное сырье (ресурсы Д0 ДЛ). Вводится понятие «флангов» разведанных месторождений. Суть в том, что компании-недропользователи, уже ведущие добычу, могут в течение трех лет с момента выдачи лицензии на разведку и добычу, либо с момента утверждения запасов, будут иметь преимущественное право на выдачу лицензий на флангах своих месторождений. Буферная зона для ТПИ будет составлять 5 км, но не более 100 кв. км, для углеводородов – 20 кв. км. Если эта территория будет флангами нескольких лицензий, расположенных недалеко друг от друга, и на их разведку подается более двух заявок, определить, кто же получит право на разведку флангов, можно будет через процедуру аукциона. Если же владелец основной лицензии не подает в течение оговоренного срока заявки на разведку флангов, эта территория переходит в общий доступ. Но и в этом случае новый заявитель сможет подать заявку только с согласия действующего недропользователя. А на верхние и нижние горизонты у действующего недропользователя вообще возникает исключительное право. Передавать лицензии на них другим недропользователям будет запрещено.

Новшества касаются и количества участков. В настоящее время можно получить три лицензии общей площадью не более 100 кв. км. По новому правилу, это количество и площадь можно будет получать раз в год – но только в том случае, если не было нарушений по другим лицензиям, предоставленным по заявительному принципу.

Лицензия не будет выдаваться, если на ее территории расположены общераспространенные полезные ископаемые. Раньше этой нормы в приказе не было.

Кроме того, в новой редакции предусмотрено, что согласовывать предоставление участков должны ФСБ и Минобороны РФ. На это им отводится 30 дней. Однако не удалось добиться того, чтобы участок считался согласованным, если по истечении 30 дней ответ от силовиков не пришел. «Это будет на совести ФСБ и Минобороны», – описал процедуру господин Кичало.

Господин Кичало признал, что Роснедра поддерживает инициативу недропользователей распространить действие заявительного принципа на участки с ресурсами по категориям Р1 и Р2, однако правительство РФ эту инициативу пока не поддержало. Но ведомство продолжает работу в этом направлении.

Также он признал, что Роснедрам пока не удалось снять разногласия с ФАС, касающиеся Росгеологии. Согласно проекту приказа, Росгеологии должно предоставляться неограниченное количество участков с неограниченной площадью. ФАС считает, что это нарушение антимонопольного законодательства.

В настоящее время готовится обращение от имени главы Минприроды Сергея Донского о создании на базе крупных бирж площадок для юниорных компаний для привлечения для них средств частных компаний.

ah8a8056

Модератор сессии, директор по правовым, корпоративным и регулятивным вопросам Nordgold Евгений Тулубенский поинтересовался, как решается проблема того, что около 50% аукционов признаются несостоявшимися. Ярослав Кичало подтвердил, что проблема есть, особенно по россыпным месторождениям золота, и связана она с взлетом цифр стартового платежа во время аукциона. Они привел пример по Амурской области, где торги начались с 50 тыс. рублей, а закончились на 200 млн руб. Компания-победитель деньги не платит – аукцион признается несостоявшимся. Порядка 14 млрд руб., которые закладываются в связи с проведением аукциона, в бюджет не попадают. Поэтому есть инициатива Роснедр, которая пока не поддержана Минприроды, по увеличению кратности задатков: если стартовый платеж составляет, например, до 1 млн руб., то задаток будет составлять 1 млн руб., если от 1 до 5 млн руб., то 5 млн руб. Закон этого не запрещает. Возможно, если недобросовестные участники аукционов раз за разом будут терять деньги, это отобьет у них охоту срывать их. Еще один момент: упростить документацию для доступа к аукционам. Для того, чтобы упростить требования по кадровой и технической обеспеченности, надо внести поправки в ст. 14 закона «О недрах». Это позволит облегчить круг заявителей, так как главным требование будет подтвержденная финансовая состоятельность.
В своем докладе замдиректора ФБУ «Росгеолэкспертиза» Денис Никишин рассказал об изменениях в госуправлении распределенным фондом недр.

Предусмотрены «специальные» условия для внесения поправок в лицензии.  Для обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр (ч. 7 ст. 7 закона «О недрах») допустимо изменение границ лицензии. Речь идет о «прирезке» вышележащей части недр, изменении границ ради исполнения международного договора, в отдельных случаях допустимо объединение участков недр. Кроме того, неоднократно можно менять границы для технологических нужд, на нижележащую или вышележащую части. Также можно менять границы по площади для участков недр, содержащих месторождение УВС, россыпное месторождение ТПИ, месторождение черных, цветных, редких, драгоценных металлов. Можно также уменьшить границы участка недр после завершения какого-либо вида ГРР (например, сейсморазведки) на исключаемой части участка. Раньше исключение было возможно только после завершения всех видов ГРР на всем участке.

ah8a8081

При исправлении технических ошибок, допущенных при оформлении или переоформлении лицензий на пользование недрами  (ст. 7.1 закона «О недрах») возможна корректировка границ. При актуализации лицензий (обязательна в соответствии с приказом «Роснедр») происходит, собственно, актуализация лицензий.

На актуализации господин Никишин остановился подробнее. Сама по себе актуализация представляет собой инвентаризацию существующей базы действующих лицензий, приведение их содержания к единому формату и перенос отдельных обязательств, включая виды, объемы и сроки проведения геологоразведочных работ в проектную документацию.

Актуализация, проводимая в 2015-2016 годах, проводится по поручению президента РК, разово, а содержание лицензии раскрывается в актах Роснедр. После 2016 года актуализация будет проводиться в соответствии с законопроектом, может проходить периодически, а содержание лицензии будет детально закреплено на уровне закона.

Денис Никишин также представил порядок проведения разовой актуализации как по заявке недропользователей, так и по инициативе Роснедр или его территориального органа.

Основные изменения в правила подготовки проектной документации ГИН включают:

  • Нормативно закрепленные требования к структуре проектной документации ГИН
  • Новую процедуру подготовки и утверждения проектной документации ГИН
  • Случаи, когда допускается подготовка зональных и комбинированных проектов, а также единой проектной документации на несколько лицензионных участков
  • Требования к обоснованию и описанию в проектной документации ГИН основных видов ГРР
  • Форму календарного плана выполнения работ по проекту, содержащего информацию об основных видах ГРР
  • Требования к оформлению проектной документации ГИН как в форме бумажного, так и в форме электронного документа.

Также внесены поправки в документы, регламентирующие земельные отношения, возникающие при недропользовании. Так, после поправок в закон «О недрах» стало возможным оформить права на земельный участок непосредственно после согласования технического проекта.

Отдельно Денис Никишин в деталях описал процедуру по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд (недропользования).

ah8a8127

Руководитель управления обеспечения недропользования Юлия Захарова рассказала об ожиданиях, которые присутствуют у недропользователей в связи с проектом новой классификации ТПИ. Первая цель, которую должна достичь новая классификация, – создание эффективного инструмента привлечения международных инвестиций (сближение с международными кодексами отчетности о ресурсах и запасах). Вторая цель – создание рационального механизма оценки и учета геологических и экономических запасов. Третья цель – упрощение процедуры по принципу «одного окна».

В новой классификации извлекаемые запасы подсчитываются на стадии проектирования горных работ, вводится единое ТЭО кондиций. На его основании предполагается проводить подсчет геологических запасов на любой стадии изученности по решению недропользователя. Кроме того, вводится отдельное ТЭО для подсчета извлекаемых запасов. Подсчет извлекаемых запасов будет основан на ТЭО в составе технического проекта разработки месторождения (ТЭО проекта).

Предположительно, станет возможным одновременная защита ТЭО извлекаемых запасов и уточнение (пересмотр) ТЭО геологических запасов.

По мнению госпожи Захаровой, возможность создавать технический проект, используя запасы категории С2 потенциально упрощает возможность для недропользователей с участием иностранного инвестора вести разведку и добычу на вероятных участках недр федерального значения без разрешения правительства РФ. С другой стороны, эта мера приведет к усилению требований к достоверности запасов С2 и ресурсов Р1.

Еще одним следствием должно стать усиление роли экспертного сообщества. Наконец, важные изменения затронут сами госструктуры: изменятся полномочия ГКЗ и ЦКР после введения принципа «одного окна».

ah8a8143

Партнер Norton Rose Fullbright LLP Левон Кочарян объяснил, что такое стриминговое соглашение, какие оно может дать преимущество, и на что следует обращать внимание – особенно в российских условиях.

Стриминговое соглашение – это долгосрочный договор купли-продажи металла между покупателем и горнодобывающей компанией, цена которого рассчитывается исходя из добычи на одном или нескольких рудниках и учитывает срок отработки рудника.

По такому договору стриминговая компания (компания-инвестор) производит авансовый платеж (или последовательность платежей исходя из этапов разработки месторождения) горнодобывающей компании в обмен на право покупать у нее металл в определенном процентном отношении от общего объема добычи на соответствующем месторождении («объем добычи металла»).

Стриминговые соглашения обычно не насыщены договорными обязательствами (по сравнению с долговым финансированием), продавец не размывает структуру собственников, что не всегда возможно в долевом венчурном финансировании.

Наибольший риск в стриминговой сделке продавца – цена, т.е. продажа продукта со слишком большой скидкой в цене.  Кроме того, если после закрытия стриминговой сделки размер ресурсов существенно увеличится, такая сделка может стать менее выгодной для добывающей компании.

В России возникают и другие риски: преимущественное право покупки золотых и серебряных слитков у Гохрана, возможные претензии со стороны таможни и налоговых органов.

ah8a8230

Партнер KPMG Нина Гулис попыталась выяснить, действительно ли налоговые льготы, предоставляемые государством бизнесу, облегчают тому работу.

Вначале она напомнила собравшимся о том, какие льготы получают недропользователи, попадая на территорию опережающего развития (ТОР) или получая статус регионального инвестиционного проекта (РИПа). Среди важнейших отличий – отсутствие ускоренного возмещения НДС (в течение 10 дней) и пониженных тарифов по страховым взносам для РИП. Кроме того, для участников ТОРов гораздо ниже  минимальный объем инвестиций (от 500 тыс. руб.) по сравнению с РИП (от 50 млн руб. в течение трех лет, от 500 млн руб. в течение пяти лет).

В сфере недропользования и связанных с ним отраслей уже созданы ТОР «Приамурская» (туда вошло ООО «Амурская энергетическая компания») и «Беринговский» (ООО «Берингпромуголь», ООО «Канчалано-Амгуэмская площадь», ООО «Инновационные технологии комплексного обогащения минерального сырья»).

ah8a8214

Партнер EY Алексей Кузнецов рассказал подробности того, как в России проходит деофшоризация.

Свой доклад господин Кузнецов начал с текущих тенденций в налоговом администрировании. К таковым он отнес деофшоризацию, улучшение системы налогового администрирования, автоматизированный обмен информацией, который вводится с 2018 года по итогам 2017 года, а также применение BEPS, которое подразумевает обмен информацией с иностранными налоговыми органами, новые формы отчетности.

Более детально господин Кузнецов остановился на деофшоризации, перечислив, что он считает самым важным в этом процессе. Первое – нераспределенная прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК) должна облагаться в России. Второе – претендовать на применение льгот, предусмотренных международными налоговыми соглашениями, может только бенефициарный собственник дохода. У этой нормы возможно ретроспективное применение. Третье – если текущее управление иностранными компаниями осуществляется из России, они должны платить налог в России по правилам НК РФ.

В том, кого считать бенефициарным собственником дохода, есть риски для налогового агента. Так, если налог не будет удержан, ему грозит штраф в размере 20% от суммы неудержанного налога, пени и риск взыскания с налогового агента суммы налога. «Риски для периодов до 2015 года могут быть выше, если с 2015 года налоговый агент меняет позицию и начинает удерживать налог с платежей в пользу иностранного лица, с которых до 2015 года не удерживался налог», – объяснил докладчик.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку