banner-lgmg-862x90-1-1

KLMZ осваивает новые рынки

Анна Кислицына

«Может, мы и не самый большой машиностроительный завод в Казахстане, но динамика нашего роста стабильная. Сейчас КЛМЗ производит около 12 тысяч наименований не только для горнодобывающего, но и для нефтегазового, энергетического секторов, железнодорожного транспорта. В 2020–2021 годах объем производства в денежном выражении вырос в два раза — до 15 млрд тенге», — говорит Жанибек Байгабелов, председатель правления ТОО «Maker (Мэйкер)».

kazakhmys-01-678x464
Жанибек Байгабелов, председатель правления ТОО «Maker (Мэйкер)»

В 2021 году Карагандинский литейно-машиностроительный завод отпраздновал 80-летие. Созданное в 1941 году на базе угольных шахт Карагандинской области предприятие около 60 лет выпускало оборудование для угледобывающей промышленности. В конце 1990-х — начале 2000-х завод вошел в состав корпорации «Казахмыс» — ведущего производителя меди в Республике Казахстан. И был перепрофилирован на производство оснащения для шахт и фабрик по добыче и переработке меди.

— Жанибек Алтынбекович, три года назад на Карагандинском литейно-машиностроительном заводе завершилась модернизация производства.

— Завод модернизирован при поддержке Фонда развития промышленности Республики Казахстан. Общее вложение в переоборудование предприятия составило 60 млн долл.

В 2015–2016 годах приобретены и запущены высокопроизводительные станки с ЧПУ производства Чехии, оборудование из Франции, Италии, японские сварочные роботы Kawasaki. Внедрение нового оборудования потребовало множества других изменений: усовершенствована система входного контроля, контроля качества и так далее.

kazakhmys-02-678x425

Однако оборудование с числовым программным управлением рассчитано на выполнение больших объемов работ. Загрузить станки полностью сразу нам не удалось. Поэтому в 2019 году была запущена программа трансформации, я называю ее «трансформацией мышления». Руководство компании приняло решение сменить направление деятельности предприятия — с ремонтно-механического завода при корпорации «Казахмыс» на машиностроительное производство, работающее на общий рынок.

— Каких результатов удалось достичь в процессе трансформации производства?

— За два года объем производства вырос в денежном выражении в два раза — до 15 млрд тенге (примерно 3 млрд руб.), а в натуральном выражении рост даже больше, чем вдвое. На карагандинской площадке сейчас производится 12 тыс. т изделий.

В социальном плане тоже произошли существенные перемены. За два последних года средняя заработная плата на предприятии выросла вдвое и сейчас составляет 400 тыс. тенге. Это высокий показатель для казахстанского рынка.

В прошлом году завод выиграл главную премию президента Республики Казахстан в конкурсе в области промышленности «Алтын Сапа». Мы победили в самой сложной номинации — промышленных предприятий крупного бизнеса.

Теперь около 35 % продукции KLMZ изготавливает для сторонних заказчиков, около 65 % ­— для материнской компании. С корпорацией «Казахмыс» мы сотрудничаем как отдельная организация. Как и другие подрядчики, участвуем в конкурсах на получение заказов. Все в рамках рынка.

Основные наши клиенты находятся в Казахстане, в том числе шахты «Казминералс», «Казцинка», ERG и других предприятий. За пределами республики мы работаем с шахтами в Киргизии, с Торговым домом «Подольский» в России, который заказывает на KLMZ энергетическое оборудование (щиты, короба для капремонта электростанций), другими российскими заказчиками. В свою очередь, из России мы получаем большие объемы комплектующих: редукторы, шкафы управления, электродвигатели, электронику и другое.

В страны Евросоюза завод поставляет запорную арматуру под брендом европейской компании. Для нас это серьезный вызов, поскольку такое оборудование изготавливается не из стали, как для казахстанского рынка, а из высокопрочного чугуна ВЧ-40 с высокой долей магния — согласно европейским стандартам. У нас ушло около полугода, чтобы получить литье нужного качества.

— Что помогло заводу выйти на столь впечатляющие показатели, сделать такой рывок всего за два года?

— Все это стало возможным благодаря нескольким факторам. Первый — мы сохранили команду высококвалифицированных конструкторов и технологов: 60 сотрудников — 30 конструкторов и 30 технологов. Поэтому можем с нуля разрабатывать новое оборудование в соответствии с параметрами, заданными заказчиком. Это наше основное преимущество.

Второй — нам помогла пандемия. В 2020 году, в самый ее разгар, у «Казахмыса» возникли серьезные проблемы с поставками нового оборудования и комплектующих. Зарубежные поставщики не могли закрыть потребности компании. И тогда мы предложили руководству корпорации отдать заводу производство мельниц, классификаторов, конвейеров и другого оборудования, которое завод раньше никогда не делал. И наше предложение было принято. В тот год объемы производства KLMZ выросли примерно на 50 % за счет расширения номенклатуры выпускаемой продукции.

kazakhmys-03-678x452
— Для каких сфер промышленности KLMZ выпускает оборудование сегодня?

— Сейчас предприятие производит около 12 тыс. наименований. Из них около 5 тыс. — стандартная продукция, которая повторяется из года в год.

Остальное — различное оборудование как для сторонних заказчиков, так и для «Казахмыса». И это не только компании горно-металлургического комплекса. За два последних года мы вышли на рынок нефтегазового и энергетического оборудования, железнодорожного транспорта.

Диверсифицировать свое производство мы смогли благодаря наличию современных станков с ЧПУ. В 2021 году это серьезно изменило ситуацию на казахстанском рынке нефтегазового оборудования. До этого на нем было два-три игрока, 20 лет поставлявших одинаковую номенклатуру продукции.

Мы предложили новое оборудование. В 2021-м поставили заказчикам 88 станков, провели капитальный ремонт 45 редукторов. В 2022-м доля KLMZ в объеме поставок станков-качалок на рынке Казахстана достигла примерно 30 %. Завод сотрудничает с четырьмя казахстанскими нефтепромысловыми компаниями. Открыли представительства на востоке и западе республики.

Постоянно расширяется номенклатура выпускаемого нефтегазового оборудования. Поставляются насосы ШГН, УЭЦН, ЦНС и НБ, задвижки и многое другое.

— KLMZ прошел сертификацию по международным стандартам. Что это дало предприятию?

— За два года мы улучшили систему управления производством и получили сертификат международного холдинга Alstom по производству железнодорожных локомотивов и оборудования. Сейчас наши опорные рамы устанавливаются на электровозы, которые используются во всем мире. Это дает нам доступ к крупным международным заказам.

Также имеется международный сертификат шведской компании Hardox Wareparts. Режущие кромки для породопогрузочной техники производства KLMZ изготовлены из износостойкой стали Hardox, которая зарекомендовала себя на горнорудных предприятиях.

Сегодня завод проходит сертификацию по международным стандартам API (American Petroleum Institute) по требованию заказчиков неф-тепромысловой отрасли.

— Как на предприятии решается кадровый вопрос?

— Мы понимаем, что в Казахстане сейчас дефицит квалифицированных кадров. На всем постсоветском пространстве нет свободных опытных операторов станков с ЧПУ.

Поэтому в прошлом году мы предложили всем желающим, кому уже исполнилось 18 лет, за три месяца получить новую профессию и гарантированное рабочее место. Набрали 50 человек, которые обучались по индивидуальной программе: три дня теории, затем два дня практики и так далее. В феврале 2022 года они вышли на работу, а в июле уже могли справляться с полноценной рабочей нагрузкой.

Чтобы готовить технологов для новых станков с ЧПУ, в Карагандинском техническом институте по нашей инициативе открыта специальная кафедра. А в машиностроительном колледже обучаются будущие сотрудники рабочих профессий: станочники широкого профиля для работы на станках с ЧПУ.

— Как на работу завода повлияли последние геополитические события?

— События, которые происходят в мире начиная с марта 2022 года, оказали влияние на весь казахстанский рынок. В республиканской экономике, как и в российской, освободилось много ниш.

Если говорить про ниши в области машиностроения в Казахстане и России, то занять их мы можем только в кооперации казахстанских и российских предприятий. При этом у казахстанских компаний есть важное преимущество — простота международной сертификации. У нас нет субъективных причин, по которым нам могут отказать.

В Казахстане реализуется программа, аналогичная российскому импортозамещению, — развитие внутристрановой ценности. Когда-то наши страны были абсолютно независимы от других стран мира. Благодаря кооперации мы могли спокойно производить все, что нам было необходимо.

Я считаю, что у России и Казахстана нет никаких препятствий делать это и сейчас. Мы живем в одной системе координат, у нас отсутствует языковой барьер.

В нефтегазовом секторе KLMZ подписал крупный меморандум о локализации производства с российской компанией АО «Римера». Эта компания владеет машиностроительным заводом «Ижнефтемаш», который производит основной объем станков-качалок в России и другое оборудование.

Мы сотрудничаем с компанией «ТМС групп» (Татарстан). В модернизации заводов «Казахмыса» участвует научно-исследовательская компания «Современные литейные технологии» (г. Москва). У нее хороший опыт модернизации литейных производств под ключ в Рязани, в Узбекистане.

Я считаю, что невозможно стать самым большим машиностроителем в мире без кооперации. Нельзя купить все станки, чтобы ни от кого не зависеть. Всегда есть компании, которые специализируются в производстве какого-то определенного продукта. Кооперация в машиностроении — самый эффективный способ развития.

В свое время Caterpillar чуть не потерял рынок в Америке, когда туда пришел Komatsu. Удержать позиции помогло сотрудничество с субподрядчиками: Caterpillar передал заказы на выпуск деталей для своих самосвалов другим компаниям. Это помогло удешевить производство и повысить качество конечной продукции.

Кстати, KLMZ сейчас активно развивает сеть своих субподрядчиков. Сотрудничает с десятком местных компаний, которые теперь работают только с нашим заводом. Везде, где позволяют сертификационные регламенты, мы всегда выбираем местных поставщиков.

— Каковы планы компании на ближайшие годы?

— По примеру карагандинского завода в корпорации «Казахмыс» решено модернизировать еще два завода — литейно-механический завод в г. Жезказгане и ремонтно-механический завод в г. Балхаше. Уже разработаны соответствующие планы. Предстоит усовершенствовать процессы литья и формовки. В Казахстане наблюдается большой дефицит литья.

Совместно с республиканским Фондом развития промышленности корпорация «Казахмыс» планирует вложить около 10 млн долл. в модернизацию литейно-механического завода в г. Жезказгане. Там будут внедрены технологии ЛГМ (литья по газифицированным моделям), ХТС (холодно-твердеющие смеси). Это новый технологический уровень литья.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку