Покорители недр

ОАО «БЕЛАЗ» — предприятие с богатой историей и многолетним опытом в проектировании и производстве техники для работы в сложных условиях карьеров. Сегодня под брендом «БЕЛАЗ», имеющим мировую известность, выпускается самая широкая линейка (77 моделей в 12 классах грузоподъемности) высокоэффективных самосвалов для добычи полезных ископаемых открытым способом.

Сегодня наряду с карьерными самосвалами предприятие выпускает машины, предназначенные для добычи полезных ископаемых подземным способом: машины погрузочно-транспортные (самосвалы шахтные) и погрузочно-доставочные машины (ПДМ) грузоподъемностью 7/9/16 т, вспомогательную технику для подземных работ — автобетоносмесители, машины для торкретирования, транспортные средства для перевозки людей и др.

Одними из основных потребителей подземной техники МоАЗа являются Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Узбекистан и страны СНГ, обладающие значительными запасами полезных ископаемых.

Машины погрузочно-транспортные (самосвалы шахтные)

Подземный самосвал МоАЗ-65010

belaz-01-678x452
Подземный самосвал МоАЗ-65010

История разработки МоАЗ-65010 началась в октябре 2015 года. В ходе переговоров с заказчиком было определено техническое задание на разработку нового шахтного самосвала, соответствующего условиям эксплуатации в шахте комбината. В итоге машина была создана.

belaz-02-678x449
Машина погрузочно-транспортная МоАЗ-65010 на руднике Каульды

Грузоподъемность машины составляет 15 т, колесная формула, как и у большинства подземных самосвалов МоАЗ, — 4 × 4. Для улучшения безопасности машина оборудована системами безопасности FOPS и ROPS, системой автоматического пожаротушения и автоматической централизованной системой смазки Lincoln.

Одной из главных особенностей самосвала является его габаритная ширина, составляющая всего 2 100 мм, что позволяет его эксплуатировать в шахтах с сечением выработки от 9 м2. Монтаж самосвала в стесненных подземных условиях максимально облегчен: самосвал спускается в шахту в разобранном состоянии через грузовой ствол шахты путем подвеса габаритных деталей под клетью, для последующей сборки таких крупных узлов, как полурамы и кузов, не требуются сварочные работы.

belaz-04-678x346
Подземный самосвал МоАЗ-75851

В качестве силовой установки на самосвале применен двигатель CumminsQSB6.7 мощностью 164/220 кВт/л. с. с жидкостным охлаждением. Двигатель сертифицирован для работ в подземных условиях (MSHA) и соответствует современным экологическим нормам EUStage 3A, U. S. Tier 3.

Гидромеханическая трансмиссия МоАЗ-65010 состоит из коробки передач с диапазоном передач 4 + 2, двух ведущих мостов. Подвеска переднего моста балансирная с углом качания ±12 градусов, задний мост жестко закреплен на задней полураме.

Система тормозов — многодисковые тормоза в масляной ванне с гидравлическим приводом обратного действия типа SAHR. В качестве исполнительного механизма стояночного тормоза используются колесные тормоза на всех колесах машины.

В октябре 2017 года самосвал успешно завершил эксплуатационный этап приемочных испытаний в шахте имени Губкина комбината «КМАруда» (Россия), г. Губкин, где работает в настоящее время.

За время испытаний в условиях эксплуатации проведена доработка самосвала в соответствии с пожеланиями заказчика. В дальнейшем для комбината изготовлено и отгружено еще две машины этого класса.

В настоящее время еще два подземника изготовлены и отгружены в Республику Узбекистан на рудник КаульдыАлмалыкского ГМК, где прошли обкатку и успешно работают.

Самосвалы МоАЗ серий 7529 и 75850, 75830

Новое поколение шахтных самосвалов МоАЗ серий 7529 грузоподъемностью 25 т и 75850 грузоподъемностью 50 т существенно отличается от ранее выпускаемых подземников, прежде всего по компоновке и применяемым комплектующим.

belaz-03-678x445
Подземный самосвал МоАЗ-75290 на испытаниях

На самосвалах установлены:

1) среднеоборотные дизельные двигатели жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров, оснащаемые системами турбонаддува и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Двигатели обладают повышенным запасом крутящего момента (на 20–25 % больше) и отвечают современным международным требованиям по экологичности выхлопных газов;

2) большое внимание уделено созданию комфортных условий труда оператора. На машинах установлена цельнометаллическая шумовиброизолированная кабина с улучшенным обзором фронта работ. Кабина оснащена всеми необходимыми контрольно-измерительными приборами и системами, позволяющими контролировать основные параметры самосвалов, предупреждающими сигналами о возможности наступления аварийных ситуаций, а также оборудована системами безопасности FOPS и ROPS, оснащена кондиционером, системой отопления и вентиляции. Оптимальные условия видимости достигаются за счет установки камер наружного наблюдения за рабочим процессом (в передней и задней частях самосвала);

3) гидромеханическая трансмиссия с блокируемым гидротрансформатором, вальной коробкой передач с электрогидравлическим приводом управления, переключением под нагрузкой, обеспечивающей получение шести передач переднего хода и двух передач заднего. На коробке и двигателе установлен гидравлический тормоз-замедлитель, который используют при работе на длинных и затяжных спусках.

4) передний ведущий мост установлен на балансире с углом качания ±13º. Подвеска заднего моста жесткая. Это обеспечивает плавное движение машины, а также преодоление преград высотой до 200 мм без отрыва колес от опорной поверхности.

Благодаря управлению поворотом путем складывания шарнирно-сочлененной рамы на 45о в каждую сторону, автомобили приобретают улучшенную маневренность в стесненных условиях, обеспечивая минимальный радиус поворота.

Тормозная система имеет повышенный уровень надежности и безопасности Posi-Stop типа SAHR (ММОТ обратного действия).

Улучшенный доступ к двигателю, гидравлике и фильтрам через откидные панели и удобный монтаж — еще одно из преимуществ данных машин. Техническое обслуживание самосвалов значительно облегчается благодаря централизованным точкам смазки.

В 2017 году специалистами филиала разработана еще одна шахтная машина — подземный самосвал МоАЗ-75830 грузоподъемностью 30 т. В настоящее время опытный образец МоАЗ-75830 проходит испытания в условиях полигона ОАО «БЕЛАЗ».

По заказу потребителя машина создана с уменьшенной шириной для возможности эксплуатации в шахтах с небольшим сечением.

МоАЗ-75830 рассчитан на совместную работу с погрузочно-доставочными машинами МоАЗ-40550 грузоподъемностью 9 т и МоАЗ-40751 грузоподъемностью 16 т.

Машины погрузочно-доставочные (МПД)

Сегодня основная линейка погрузочно-доставочных машин предприятия представлена двумя сериями машин: МоАЗ-4055 и МоАЗ-4075. Машины обладают большим эксплуатационным ресурсом, содержат минимальное количество электронных компонентов, что является немаловажным фактором для эффективной работы техники в рудниках с агрессивной средой и высокой обводненностью.

Чтобы не упустить своего потребителя, специалисты предприятия постоянно проводят анализ современного рынка машин для подземных работ, проводят мониторинг техники МоАЗ, которая работает в хозяйствах горнодобывающих предприятий, участвуют в переговорах с представителями эксплуатирующих организаций. Благодаря этому машины совершенствуются, внедряются новые технические решения, улучшающие их эксплуатационную привлекательность, разрабатываются современные востребованные модели.

В 2015 году проведена модернизация базовой модели ПДМ МоАЗ-4055 и изготовлена новая модификация машины МоАЗ-40550.

На ПДМ установлен дизельный двигатель CumminsQSL9 С280 жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров. Двигатель сертифицирован для работ в подземных условиях (MSHA) и соответствует современным нормам экологической безопасности EUStage 3A, U. S. Tier 3.

Изменена конструкция тормозной системы и ведущих мостов: установлены тормоза обратного действия с гидравлическим приводом, система типа SAHR. В гидравлической системе рабочего оборудования использованы отвечающие современным требованиям распределители.

Претерпела изменения конструкция кабины оператора машины, улучшена ее безопасность, проведена доработка металлоконструкции кабины и ее эргономики.

В зависимости от эксплуатационных условий и потребностей клиента разрабатываются индивидуальные конструкционные версии машин.

Как опция на машине предусмотрена установка ковша с выдвижной перегородкой, также имеются различные исполнения ковшей.

В 2016 году проведены работы по модернизации МоАЗ-4075 грузоподъемностью 16 т, в результате существенно доработана конструкция ПДМ в целом. Сегодня машина получила два исполнения: с кабиной открытого типа МоАЗ-40751 и с кабиной закрытого типа МоАЗ -40752.

На модернизированной ПДМ установлены новые ведущие мосты с многодисковыми тормозами обратного действия типа SAHR собственной разработки и изготовления, что увеличило срок службы тормозной системы, кроме того, данный тип тормозной системы существенно повышает безопасность эксплуатации машины в сложных условиях шахт. Трансмиссия позволяет машине с грузом в ковше преодолевать подъемы до 15º.

Подвеска переднего моста жесткая. Задний мост установлен на балансире с углом качания ±8º. Это обеспечивает плавное движение машины, а также преодоление преград высотой до 200 мм без отрыва колес от опорной поверхности.

Шарнирно-сочлененная рама коробчатого сечения со сферическими опорами вертикального шарнира с регулируемым натягом имеет устройства для буксировки и стопорения полурам, а также места для зачаливания грузоподъемными средствами. Угол складывания полурам 42º в каждую сторону обеспечивает хорошую маневренность в стесненных условиях.

Гидросистема рулевого управления и погрузочного оборудования позволяет уверенно управлять ПДМ как при челночной схеме движения, так и при погрузочно-разгрузочных работах. На машине установлены гидроаппараты, шестеренные насосы от ведущих мировых производителей. Управление поворотом и рабочим оборудованием осуществляется джойстиками.

Кабина расположена сбоку по левой стороне между осями машины. Размещение оператора — перпендикулярно оси машины. Кабины открытого или закрытого типа с защитой от падающих предметов и опрокидывания ROPS и FOPS обеспечивают хороший обзор и управление при челночной схеме работы, а также при погрузке породы в машины погрузочно-транспортные грузоподъемностью 40–50 т.

Погрузочное оборудование изготавливается из высокопрочных легированных сталей. Нижний и боковые ножи ковша — из стали HARDOX или стали 18ХГНМФР, устойчивых к абразивному износу.

В 2019 году был изготовлен первый опытный образец МоАЗ-4035 грузоподъемностью 7 т. Машина была доработана в соответствии с пожеланиями заказчика и отгружена на рудник КаульдыАлмалыкского ГМК в Республику Узбекистан, где в настоящее время работает.

В качестве силовой установки на машине использован дизельный двигатель с жидкостным охлаждением CumminsQSВ6,7-C193, развивающий мощность 144 (193) кВт (л. с.), двигатель сертифицирован для работ в подземных условиях (MSHA).

Трансмиссия состоит из гидромеханической коробки передач с гидротрансформатором с автоматической блокировкой. Подвеска заднего моста балансирная с углом качания ±8 градусов в обе стороны, передний ведущий мост установлен жестко.

Машина показала себя как надежная и мощная техника, способная оправдать и превзойти ожидания потребителя.

belaz-05-678x342
Машина погрузочно-доставочная МоАЗ-4055
belaz-06-678x383
Машина погрузочно-доставочная МоАЗ-4075
belaz-07-678x249
Машина погрузочно-доставочная МоАЗ-4035

Совершенствование выпускаемой продукции и создание новых моделей шахтного подземного транспорта всегда диктовались потребностями горнодобывающих предприятий, с которыми Могилевский автомобильный завод связывает многолетнее и плодотворное сотрудничество, для дальнейшего развития и укрепления которого основным направлением своей производственной политики филиал ОАО «БЕЛАЗ» в г. Могилеве считает постоянное повышение технического уровня, качества и надежности выпускаемой продукции.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку