Возрождение производства шин для горной техники в России: мечта или реальность?

Анна Кислицына

Необходимость качественной трансформации, связанной с обеспечением технологического суверенитета, коснулась большинства сегментов рынка горной техники. Не стал исключением и рынок шин — по оценкам, данный расходник занимает место в топ-3 среди затрат горнодобывающих предприятий. О перспективах импортозамещения шин, возможности создания соответствующего производства в России и шагах, предпринимаемых в этом направлении участниками отрасли, мы поговорили с Василием Ракитиным, членом Высшего горного совета, директором ООО «ЕРТ-Групп».

ert-01-678x426
Василий Ракитин, член Высшего горного совета, директор ООО «ЕРТ-Групп»

— Василий Алексеевич, в 2022–2023 гг. перестройка логистических цепочек и уход ряда западных брендов с российского рынка привели к значительному росту цен на шины для горной техники. Как обстоят дела сейчас?

— В последние два года стоимость шин действительно повысилась — в зависимости от схем импорта, выбранного бренда и других факторов цена могла увеличиться до четырех раз. Однако к настоящему моменту острая фаза миновала: в 2024 году мы не наблюдаем такого бурного роста, пока, в I квартале, повышение цен было совсем небольшое.

В целом такая ситуация закономерна — предприятия оправились от потрясений 2022 года, нашли и отработали новые схемы поставок. На складах сейчас, как правило, есть некоторый запас шин, что дает необходимый временной ресурс для выбора нужного варианта.

ert-03-678x445

— Насколько в целом высоки потребности наших горных предприятий в шинах?

— Достаточно высоки: например, за последние два года только наша компания поставила российским заказчикам около девяти тысяч шин нашего собственного бренда MINERING — а это не составляет и 1 % от общего количества шин для спецтехники, поставленных за этот же срок из-за рубежа. Даже такой гигант, как «Белшина», наверное, может обеспечить потребности только 9–11 % рынка. А ведь надо учитывать, что сейчас идет активное развитие горной отрасли — множество крупных предприятий создается, например, на Дальнем Востоке: АЛРОСА возрождает добычу на руднике «Мир-Глубокий», РМК вскоре запустит производство на Малмыже, потребности Эльгинского комплекса растут год от года… И это только восток, а ведь много предприятий сосредоточены и на Урале, и в Центральной России, и в Северо-Западном федеральном округе.

ert-04-678x413

Да, пока нас выручают китайские партнеры, но это, во-первых, не импортозамещение в полном смысле этого слова, а во-вторых, в КНР всегда в приоритете внутренние потребности рынка — сначала они проводят поставки собственным предприятиям, а после выполняют заказы на импорт. Мы узнали это на своем опыте — сейчас производство шин MINERING осуществляется на шести заводах в Китае, чтобы обеспечить требуемые объемы.

— Изготовление при этом проводится по вашим разработкам?

— На разных заводах это происходит по-разному. Но, конечно, без взаимодействия с нашими инженерами процесс не обходится. В целом у нас был похожий опыт: ООО «ЕРТ-Групп» работает на рынке уже 20 лет, и за это время мы хорошо изучили как условия эксплуатации на наших предприятиях, так и подходящие для этих условий характеристики шин.

К сожалению, у нас в России долгие годы не хватало актуального стандарта, который бы регламентировал порядок выбора шин, из-за чего службы предприятий часто допускали ошибки: выбирали, к примеру, шины для сочлененных самосвалов вместо шин для подземных. Эти шины и правда похожи и рисунком, и даже по маркировке, но их основное отличие — каркас. Шина для сочлененного самосвала больше тяговая, а для подземного — скальная и приближена к гладкой. Кроме того, под землей самосвалы часто должны преодолевать уклоны и спуски — в эти моменты шина перегревается и происходит ее термическое разрушение. В итоге ходимость падает почти на 40 %.

ert-05-678x362

Впрочем, скоро эта ситуация изменится — уже летом выйдет ГОСТ, разработку которого мы инициировали в 2022 году. Этот документ будет регламентировать методику выбора шин для подземной техники и, надеюсь, станет удобным инструментом для предприятий.

— А каковы дальнейшие планы по развитию отрасли, после выхода ГОСТа?

— Как минимум — понадобится еще один стандарт, в этот раз устанавливающий правила выбора шин для техники, задействованной в открытых работах. Такой ГОСТ должен выйти уже в I квартале 2025 года, и мы будем принимать активное участие в его разработке.

Если говорить о стратегических планах — своего рода мечтой для нашей компании всегда было возрождение производства шин в России. И с точки зрения технологического суверенитета это был бы самый правильный шаг. Еще четыре года назад казалось, что эта мечта вряд ли осуществима, но сейчас я вижу, что государственные органы проявляют все больший интерес к этой теме. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос и с Минпромторгом России, и с Торгово-промышленной палатой РФ. Думаю, что при их поддержке получится найти возможность наладить собственное отечественное производство.

Конечно, останется немало вопросов, которые потребуется решить, — это, к примеру, создание отечественной базы технологической документации и также испытательной базы. Раньше в этих аспектах мы опирались на зарубежных партнеров, но настал момент менять эту ситуацию. Уверен, что, если участники рынка будут активно обмениваться опытом, сформируют профессиональную экспертную среду и будут работать на единую цель, у нас обязательно получится нужный результат. Ведь, как говорилось в известном фильме: «Дорога легче, когда встретится добрый попутчик». Поэтому мы всегда рады сотрудничеству со всеми экспертами в шинной отрасли, неравнодушным к этому вопросу и готовым принять участие в нашей работе по формированию сообщества или ассоциации шинных производителей.

ООО «ЕРТ-ГРУПП»
620017, Екатеринбург, просп. Космонавтов, 46а, оф. 1
Тел.: +7 (343) 385-00-10, 385-00-34
E-mail: ert@ert-group.ru
www.ert-group.ru

Реклама ООО «ЕРТ-Групп», ИНН: 6673130558
Erid: 2SDnjdsaGAM

ert-minering-qr
Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку