Упорный характер Нежданинского

Наталья Шахурдина

«Полиметалл» вошёл в проект по освоению четвёртого в стране по величине запасов Нежданинского месторождения в 2015 году и в конце 2018 года завершил консолидацию «Южно-Верхоянской горнодобывающей компании». В начале 2020 года было получено положительное заключение госэкспертизы на строительство обогатительной фабрики. Первый золотой концентрат ожидается здесь по планам в конце 2021 года.

Работу предшественников наряду с большими расстояниями, плохими дорогами, сложной логистикой и суровым климатом региона осложняли дважды упорные руды месторождения. Однако «Полиметалл» последовательно преодолевает эти вызовы. Есть у компании ключи и к гордому характеру Нежданинского — концентрат с его обогатительной фабрики планируется перерабатывать на Амурском гидрометаллургическом комбинате (АГМК) в Хабаровском крае — на первом в России гидрометаллургическом производстве, использующем технологию автоклавного окисления.

Освоение Нежданинского месторождения будет осуществляться в несколько этапов. В частности, в 2020 году начались горно-капитальные работы с попутной добычей, на 2021 год запланированы ввод в эксплуатацию карьеров и запуск обогатительной фабрики.

Дороги: победа над стихиями

Одновременно со строительством фабрики «Полиметалл» активно занимается внешней инфраструктурой, в первую очередь дорогой. Концентрат поедет до АГМК по автотрассе, затем по «железке». Для этого отремонтированы пять мостов и десятки километров муниципальной дороги, проложенной еще в 70-е годы прошлого столетия. В дожди она размывалась и полностью блокировала путь. Ценность восстановленной артерии в скором времени возрастет в разы, ведь она открывает и другие перс-пективы геологоразведки и освоения в этом районе Якутии, который планирует вернуть себе былую промышленную славу.

На самом участке ведется строительство дорог между главными объектами. Так, межплощадочная дорога общей протяженностью 5 км должна связать оба карьера и будущую горно-обогатительную фабрику. По ней к карьерам будет доставляться все необходимое для горных работ, а обратно — вывозиться золотоносная руда. Трасса должна быть полностью готова к запуску фабрики.

До начала строительства нового дорожного участка, еще в 2019 году, был возведен самый трудный участок дороги от будущей фабрики до реки Малые Кидерики. Весной этого года строительство продолжилось. Несмотря на межсезонье, горняки отработали на высоте в условиях снегопадов и метелей. Пришлось «повоевать» и с вечной мерзлотой, и с наледями: чтобы трасса потом не подтаивала под гружеными самосвалами, лед изымался вместе с грунтом, затем производилась предварительная отсыпка породой основания дороги до проектного положения. После этого делались водоотводы и предохранительные валы.

Главным вызовом стало то, что дорога является извилистым горным серпантином, где с одной стороны — отвесные скалы, а с другой — обрыв. Поэтому здесь всегда, даже в хорошую ясную погоду, особенно важны точность и внимательность. «Приходится буквально вгрызаться в гору в тесноте. До начала буровзрывных работ в узких, вырезанных бульдозерами полках нужно грамотно расположить буровой станок, далее — погрузочный комплекс экскаватор — самосвал. Здесь нужна четкая последовательность действий. Бурение и отработку тщательно планируем на неделю вперед», — рассказывает главный инженер карьера Никита Кириченко.

Свет: энергия нового

К концу 2021 года для энергоснабжения будущего ГОКа от районного центра — поселка Хандыга до месторождения будет протянуто 254 км воздушной линии электропередачи 110 кВ и построена подстанция «Нежданинская». Заявленный объем энергопотребления — 22,918 МВт. ЛЭП такой протяженности станет для «Полиметалла» первым энергетическим линейным объектом такой протяженности. «На сегодня завершены инженерно-изыскательские и проектные работы, получено положительное заключение экспертизы и разрешение на строительство. Ведется поставка ТМЦ, пробурены первые скважины для фундаментов, до конца сентября планируется установить первые опоры ЛЭП. Строительство ведется в сложных климатических условиях с экстремально низкими температурами, часть ВЛ расположена в горной труднодоступной местности. Также строителям необходимо будет доставить крупногабаритные трансформаторы для подстанции весом более 50 т через реки и горные перевалы», — говорит заместитель директора ООО «Южно-Верхоянские Энергосети» Александр Перфильев.

На самом месторождении к марту 2021 года в строй также планируется ввести новый энергокомплекс из семи дизель-генераторов мощностью 16,52 МВт, напряжением 6,3 кВ.

Сейчас на участке ведутся шефмонтажные работы по проекту первой очереди энергокомплекса. Пока же свет и тепло на участке даёт электростанция, которая ведёт отсчёт ещё с 70-х годов прошлого столетия. Восстановить и затем стабильно поддерживать ее в рабочем состоянии — вызов, с которым успешно справляются энергетики отдалённого участка.

Поставка блочно-модульного оборудования, разработанного и изготовленного с учетом последующей эксплуатации в тяжелейших условиях Крайнего Севера, была завершена в начале 2020 года. До места установки его доставили, преодолев расстояние свыше 9 500 км. «Новые дизель-генераторы будут с функцией утилизации тепла. Такая система позволяет использовать тепло отработанных газов и рубашки охлаждения ДГ для обогрева объектов участка», — отмечает главный энергетик «Южно-Верхоянской горнодобывающей компании» Алексей Иванов.

Технологии: все карты в руки

«Стройка на Нежде — это отдельный мир, в строительство которого каждый из нас вносит свой вклад. Именно такие сложные и многоплановые технологические проекты дают и бесценный профессиональный опыт, и умение работать в команде», — отмечает Борис Оберт, ведущий инженер по организации работ ОКС уч. Нежданинский.

«Вопрос не в ноу-хау, а в использовании существующих технологий, которые апробируются в новых условиях. На Нежданинском мы решили проблему грунтов в основании строений. На глубине 2–3 м залегают многочисленные линзы льда диаметром до пяти и толщиной несколько метров. Весь этот захороненный лед требует максимальной изоляции грунтов основания, нельзя допустить растепления, поэтому используются теплоизоляционные материалы. Это принципиальный момент, который определяет все строительство здесь. С такой степенью актуальности вечной мерзлоты мы раньше не сталкивались», — дополняет коллегу начальник отдела капитального строительства ЮВГК Михаил Глуховской.

На будущем ГОКе готово отделение измельчения, в самом большом отделе — флотации — установлены в несколько ярусов 16 огромных флотомашин, а в отделе гравитации — три 6-тонных грохота. Недалеко от основного корпуса смонтирована дробилка — две плиты, которые будут разбивать прибывшую с карьера руду.

Недавно установленная мельница монтировалась в России впервые, и строителям сполна достались все сложности первопроходцев. Жесткие требования производителей к установке можно понять: от качества монтажа будет зависеть вся работа ГОКа. Мельница весом 3,5 тыс. т с опорами на двух точках должна свободно вращаться с десятками тонн руды. Даже такая мелочь, как болт, требует внимания. А их тысячи, и каждый затягивается в определенной последовательности в три этапа: сначала на 30 %, потом на 70 %, и лишь потом на все 100 %.

Сегодня тепловой контур будущего ГОКа закрыт, идет монтаж и установка драгоценной начинки фабрики.

Люди: дороже золота

На участке Нежданинский собраны талантливые и опытные специалисты многих профилей: от геологов до химиков. Даже новички, которым не хватает опыта, быстро подтягиваются к общему уровню.

Нежданинская молодежь активно ежегодно участвует в научно-производственных конференциях «Полиметалла». Так, маркшейдер Андрей Барханов стал одним из победителей корпоративной площадки инновационных идей, представив на ней собственноручно разработанный лазерный сканер для маркшейдерских работ. В прошлом году коллеги Барханова показали на НПК разработки по обеспечению безопасного ведения открытых горных работ.

Эффективной разработке карьера посвящен проект и нынешнего участника НПК — инженера отдела горного планирования Ивана Алпацкого. Иван работает над методикой расчета бортовых содержаний по данным геолого-технологического картирования руд. С учетом того, что в России картирование практически не применяется, это уникальный опыт для молодого специалиста и всей компании.

На строительстве ГОКа и сборке его оборудования как никогда востребованы техническая подготовка, опыт и смекалка механиков. Механик участка открытых горных дорог Кирилл Кирюшкин рассказывает: «У нас работают профи, но здесь все не так, как везде: самосвалы, привычные к подъёмам с грузом, на Нежде, наоборот, идут гружёные вниз, из карьера. Это изнашивает тормозную систему. И вот мы уже учим водителей, как сберечь машину, тормозить двигателем, разрабатываем инструкции и следим за их исполнением».

Поделиться статьёй