«Полюс логистика»: только качественное горючее

Наталья Демшина

Повышение эффективности на каждом этапе работы — один из основополагающих принципов работы компании «Полюс». Это касается не только добычи золота, охраны и восстановления окружающей среды, но и контроля качества топлива, на котором работает транспорт предприятий.

Для проверки качества горючего в апреле 2019 года на Наталкинском горно-обогатительном комбинате в поселке Омчак Магаданской области открыта лаборатория качества ГСМ. Новое подразделение работает под контролем специалистов «Полюс Логистики» — специализированной логистической компании «Полюса».

Цель создания лаборатории — исключить поставки на производственную площадку некачественного топлива: некондиционного продукта или нефтепродуктов, не соответствующих требованиям национальных стандартов или вовсе контрафактных. В лаборатории выполняется полный лабораторный анализ топлива, поступающего во все бизнес-единицы «Полюса» в Магаданской области.

polyus-logistic-01-678x242

Сложный путь

У доставки топлива в Магаданскую область своя специфика. Сегодня нефтепродукты доставляются двумя путями. Первый — автомобильным транспортом из Якутии. В этом случае сложности связаны с плохим качеством и низкой пропускной способностью дорог.

Второй путь, основной — морской, через порт Владивостока. В столицу Приморья топливо прибывает преимущественно железнодорожным транспортом. Цистерны с нефтепродуктами от разных производителей разгружаются в местных хранилищах в общие резервуары.

В итоге происходит первое смешивание топлива с различиями в характеристиках и паспортах качества. Затем горючее загружается в танкеры и по морю доставляется в Магадан. Там, при повторном наливе в резервуары, ГСМ снова смешивается с тем, что уже есть в емкостях. Отсюда нефтепродукты доставляются в удаленные регионы.

Сложная мультимодальная транспортировка, многократные переливы и смешивания топлива ведут к тому, что конечные потребители (в том числе и компания «Полюс») получают ГСМ уже не такого высокого качества, как требуется.

Причина поломки техники

Наталкинский ГОК развивается, и каждый год потребление дизельного топлива растет. В 2017 году общий объем потребления нефтепродуктов был чуть более 15 тыс. л. В 2019-м, когда было принято решение о строительстве лаборатории, — более 32 тыс. л.

Основным же аргументом в пользу открытия лаборатории стали показатели поломок и схода транспорта с линии. Эксперты сходятся во мнении, что некачественное топливо — одна из самых распространенных причин поломок любого вида транспорта. В некоторых случаях даже опытные механики, мастера и операторы ГСМ не могут определить, насколько качественный продукт перед ними.

В 2017 году на Наталкинском ГОКе из-за некачественных нефтепродуктов вышло из строя 39 единиц техники, включая карьерные самосвалы Komatsu HD-1500 (грузоподъемность — 141 т) и Komatsu E 730 (грузоподъемность — 183,7 т). В 2018 году показатель увеличился до 97 единиц, а в 2019-м составил 71 единицу. Общее время простоя техники из-за низкокачественного топлива за три года составило 819 часов — более 34 дней.

Новейшие аппараты

Все это стало основанием для реализации идеи создания собственной лаборатории качества ГСМ на территории «Полюс Магадана». Одновременно со строительством подбирали и обучали будущих специалистов подразделения.

В ноябре 2021-го во временных помещениях действующей экспресс-лаборатории на Наталкинском ГОКе запущено первое лабораторное оборудование. В феврале 2022-го завершилась пусконаладка нового здания, проведен тестовый запуск всего оборудования.

Лаборатория занимает два этажа. Верхний — технический. На первом располагаются два аналитических зала, весовая, комнаты подготовки проб и обработки результатов.

Исследовательский корпус оснащен по последнему слову техники современным автоматизированным испытательным и измерительным оборудованием. Аппаратура позволяет оценить топливо по основным параметрам: температуре помутнения, застывания, вспышки топлива. Можно определять наличие примесей и грязи, плотность нефтепродуктов, фракционный состав и другие показатели.

Технический парк лаборатории включает «Спектроскан SW-D3» — рентгенофлуоресцентный волнодисперсионный анализатор серы. Прибор измеряет массовую долю серы в автомобильном топливе и нефтепродуктах. Такой аппарат применяется всего в шести лабораториях России, в том числе в «Полюс Логистике».

В сегменте испытательного оборудования используется автоматический аппарат для фракционного состава — АРН-ЛАБ-11. Прибор интересен тем, что в нем запрограммированы основные методы определения состава топлива. Аппарат оснащен датчиками барометрического давления, температуры паров и пробы, пожаротушения и сигнализацией задымления.

Аккредитация по ГОСТу

В лаборатории всего пять специалистов, которые ежедневно проверяют от трех до восьми машин с топливом. В год получается более 46 тыс. т нефтепродуктов, или больше 1 500 бензовозов. Только в 2019 году сотрудники подразделения выявили пять случаев поставки горючего, которое было возвращено поставщикам.

В ближайших планах лаборатории — получение аккредитации согласно ГОСТ 17025-2019. В рамках инспекционного контроля подтверждения компетентности планируется добавить дополнительные показатели контроля качества дизельного топлива и бензина. Для этого будет приобретено специальное оборудование: аппарат для определения фактических смол выпаривания струей, термостат для определения коррозии на медной пластинке, автоматический измеритель плотности и другое. Сотрудники пройдут дополнительное обучение и курсы повышения квалификации. Руководитель лаборатории Ирина Загулова уже прошла аттестацию по международному стандарту качества ISO17025.

Аккредитация лаборатории даст дополнительные возможности в отстаивании интересов компании перед поставщиками топлива. Сейчас, когда обнаруживается партия некачественных нефтепродуктов, приходится проходить длительную процедуру подтверждения брака. С каждого топливозаправщика, прибывающего на участок, берется три пробы. Первая, контрольная, отправляется в лабораторию на проверку качества. Еще две пробы — арбитражные, берутся на случай несогласия поставщика с результатами анализа. Если возникает такая ситуация, требуется отправить арбитражную пробу в аккредитованную лабораторию, где выносится итоговое решение о составе и качестве топлива.

Ближайшие аккредитованные лаборатории находятся во Владивостоке (по прямой — 2 225 км) и Якутске (по трассе — 1 868 км). С учетом времени доставки и всех регламентных сроков спор о качестве топлива с поставщиком может затянуться до месяца. Хотя пока таких длительных споров в практике компании не было.

В других бизнес-единицах «Полюса» вопрос качества топлива стоит не так остро. «Полюс Красноярск» получает горючее напрямую с одного из крупнейших НПЗ в России — Ачинского, также расположенного на территории Красноярского края. А ближайшая аккредитованная лаборатория находится в столице региона, Красноярске, примерно в 450 км от производственной площадки.

Топливо для «Полюс Вернинского» в Иркутской области при необходимости проверяется в аттестованной лаборатории в городе Бодайбо в 130 км от ГОКа. Схожая ситуация в Якутии, не имеющей собственных крупных НПЗ. Наличие необходимых лабораторий в Якутске и Нерюнгри позволяет оперативно решать вопрос с качеством нефтепродуктов для «Полюс Алдана». При этом на каждом участке проводятся экспресс-анализы качества ГСМ.

Конкурентное преимущество

Запуск лаборатории качества ГСМ на Наталкинском ГОКе дает «Полюс Логистике» ряд дополнительных преимуществ, кроме тех, что перечислены выше.

Прежде всего, ввод в эксплуатацию лаборатории положительно сказывается на безопасности перевозок. Любая поломка во время движения несет в себе риски серьезного ДТП. Учитывая, что «Полюс Логистика» также занимается и пассажирскими перевозками сотрудников компании, фактор риска неисправности транспорта важно предельно минимизировать.

Экономический эффект от работы лаборатории также значим. Ремонт или замена узлов топливной системы автотранспорта — заметная статья расходов для любой компании. Простой транспорта, кроме оплаты стоимости запчастей, работы слесарного персонала, логистики и времени доставки, может серьезно сказаться на экономической эффективности предприятия и выполнении производственных планов.

В условиях текущей обстановки в мире, санкционного давления, разрушения налаженных логистических связей показатели КТГ (коэффициента технической готовности) и КИО (коэффициента использования оборудования) могут сыграть одну из ключевых ролей. На рынке получат преимущество компании, не только первыми наладившие новые логистические схемы, но и на протяжении долгого времени вкладывавшие ресурсы в оптимизацию издержек — своевременное обслуживание техники, поставку и проверку качества расходных материалов.

С получением аккредитации 17025-2019 лаборатория ГСМ «Полюс Логистики» сможет оказывать услуги по контролю качества нефтепродуктов сторонним организациям. В Тенькинском районе Магаданской области работает несколько крупных горнодобывающих предприятий. Как и «Полюс», они регулярно сталкиваются с проблемой качества топлива.

А поскольку ближайшая аккредитованная лаборатория находится за 2 тыс. км, во Владивостоке, появление нового экспертного центра «под боком» — в интересах многих компаний.

Аккредитованная лаборатория ГСМ в Омчаке станет также гарантом сохранения экологии в регионе. На Наталкинский ГОК будет поставляться только дизельное топливо стандарта «Евро-5», с пониженным содержанием серы. Соответственно, сократятся выбросы вредных веществ в окружающую среду.

Ввод в эксплуатацию лаборатории качества ГСМ в подразделении «Полюс Логистика» дал компании дополнительный инструмент обеспечения бесперебойного и высокоэффективного производства.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку