Технологии на страже безопасности

Анна Кислицына

Безопасность открытой добычи угля напрямую зависит от надежной работы карьерной техники и профессиональной подготовки горняков, которые ей управляют. Лидер открытой угледобычи России — угольная компания «Кузбассразрезуголь» постоянно внедряет новые высокотехнологичные решения, чтобы минимизировать человеческий фактор и повысить безопасность открытых горных работ.

kru-01-678x452

Система диспетчеризации АСУ ГТК «Карьер» в АО Угольной компании “Кузбассразрезуголь”

Технический парк УК «Кузбассразрезуголь» насчитывает больше 1,5 тысячи единиц техники, но там, где для добычи используются автотехнологии, именно самосвалы востребованы больше всего. Они перевозят уголь и вскрышу, обеспечивают бесперебойную добычу угля.

Важный шаг к системному контролю за состоянием карьерных самосвалов УК «Кузбассразрезуголь» сделал в 2020 году, в рамках проекта по цифровой трансформации. На Бачатском угольном разрезе начали внедрять автоматизированную систему диспетчеризации — АСУ ГТК «Карьер». Важность проекта была отмечена экспертами: он получил поддержку от Российского фонда развития информационных технологий.

Система состоит из программного обеспечения, специальных средств связи и бортового оборудования, которое контролирует различные параметры: например, местонахождение БЕЛАЗов, их загрузку, уровень топлива в баке и другие показатели. Бортовой контроллер собирает показания и передает в диспетчерский центр. «Карьер» позволяет осуществлять непрерывный мониторинг технического состояния и готовности оборудования, выполнения задач, режима работы и перемещения оборудования и планировать ремонты.

Система исключает непроизводительные расходы, холостые пробеги самосвалов, ненужные перемещения. Сейчас технология работает на всех разрезах компании.

«ОКО Майнинг»

В 2021 году самосвалы компании начали оборудовать автоматизированной IT-системой контроля бдительности и состояния водителей карьерных самосвалов «ОКО Майнинг».

На самосвалы устанавливают специальное бортовое оборудование: камеры, оптические сенсоры, вибромотор, звуковой извещатель. Оптические сенсоры, расположенные на уровне глаз водителя, считывают движение взгляда и головы человека во время движения самосвала. Если водитель отвлекся от управления транспортным средством, система подает предупредительный звуковой сигнал и запускает вибромотор под сиденьем. Если же водитель не реагирует на звук в течение 8 секунд, включается режим сирены. Информация одновременно поступает в диспетчерский центр. Датчики автоматически определяют, что водитель отвлекся от дороги, воспользовался мобильным телефоном во время движения или потерял бдительность. Тогда система подает звуковой сигнал, а также отправляет информацию в мониторинговый центр и диспетчеру. В случае необходимости диспетчер может выйти на связь с водителем.

Сейчас больше 90 % карьерных самосвалов УК «Кузбассразрезуголь» оснащены этими современными системами. Это значительно повышает уровень безопасности горных работ и снижает риск аварийных ситуаций.

Обеспечение безопасности при добыче угля с помощью системы кругового обзора

Еще одно нововведение, которое поможет водителю контролировать ситуацию вокруг БЕЛАЗа во время работы и понизить травматизм, — это система кругового обзора. Она позволяет водителю видеть людей и все горнотранспортное оборудование в слепых зонах, которые достигают 20 метров. Три видеокамеры, расположенные на правой стороне самосвала, а также его передней и задней частях, передают изображение на монитор в кабину водителя и помогают ему быстро ориентироваться в ситуации. Параллельно с монитором водителя информация поступает диспетчеру, который может дать водителю дополнительную информацию обо всех объектах в зоне работы. В этом году технологию с успехом испытали на Кедровском угольном разрезе. В 2024 году системой планируется оснастить 671 автомобиль на всех разрезах компании.

Безопасность ведения открытых горных работ: система мониторинга состояния шин

Еще одну современную технологию начали внедрять на предприятиях компании в конце этого года. Система контроля давления и температуры в крупногабаритных шинах самосвала помогает следить за их состоянием, не допускать разрыва шины БЕЛАЗа и предотвращать связанные с этим дорожно-транспортные происшествия. Первыми эффективность технологии оценили водители самосвалов на Бачатском угольном разрезе — здесь системой оборудуют 150 карьерных самосвалов разреза. Еще 361 самосвал на других филиалах компании оснастят в первой половине 2024 года.

На каждый БЕЛАЗ специалисты устанавливают аппаратный модуль. Он состоит из колесных датчиков, адаптера, монитора и усилителя сигнала. На внутреннюю поверхность новых шин при помощи специальных пластырей наклеивают датчики, которые контролируют показатели температуры и давления. Шины, которые уже используются, оснащают внешним датчиком контроля давления. С помощью модуля передачи данных информация с них непрерывно направляется на монитор водителя карьерного самосвала и позволяет контролировать заданные параметры. Умная система подстраивается под температуру воздуха, поэтому летом и зимой критические показатели температуры будут отличаться и четко соответствовать сезону.

На экране дисплея показатели со всех 6 шин отображаются одновременно. При выходе величины давления или температуры в одной из шин за пределы установленных значений подается специальный звуковой сигнал, а на мониторе появляется текстовое оповещение. В этом случае водитель карьерного самосвала останавливает самосвал и ждет нормализации показателей. В летнее время для охлаждения шин также используют технологический бассейн с прохладной водой.

Система контроля интегрирована с системой диспетчеризации АСУ ГТК «Карьер», и в перечень показателей добавятся температура и давление в шинах. Сейчас идет работа над мобильным приложением, в котором специалисты по эксплуатации смогут системно в режиме онлайн следить за параметрами крупногабаритных шин всех самосвалов разреза и не допускать аварийных ситуаций.

Чтобы не допускать чрезмерную нагрузку на шины, каждый самосвал на разрезах компании оборудовали специальным световым табло. На нем автоматически в непрерывном режиме отображается вес груза, что исключает перегруз автомобиля и износ оборудования.

УК «Кузбассразрезуголь» следит за высокотехнологичными новинками, которые помогают обеспечить безопасную работу карьерных самосвалов. Компания продолжит эту работу в рамках комплексной программы по снижению травматизма и формированию культуры безопасного труда.

Все технические новшества в УК «Кузбассразрезуголь» внедряются с одной целью — сделать угледобычу и труд водителя безопасней. Компания использует современные технологии в разных направлениях. С их помощью не только оперативно отслеживают техническое состояние каждого автомобиля, но и обучают водителей основам охраны труда и промышленной безопасности. В этом году был организован курс по контраварийному управлению карьерными самосвалами для водителей со стажем работы менее пяти лет. Важные навыки оттачивают на динамическом тренажере, который имитирует реальное движение по технологическим дорогам. Можно отработать действия при утечке топлива, возгорании, отказе рулевого управления или динамического тормоза. Комплексная работа по внедрению современных цифровых технологий помогает избегать аварийных ситуаций на производстве.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку