Правовое обоснование возмещения или пересчета сумм по ущербу водным биоресурсам при недропользовании

Туманова М. М., главный юрисконсульт ООО «Озерновский ГМК»;Неофитов А. А., адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

Мария Туманова, главный юрисконсульт ООО «Озерновский ГМК»
Алексей Неофитов, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

Пользователи недр, осуществляя геологическое изучение, разведку, разработку и добычу полезных ископаемых, оказывают негативное влияние на компоненты окружающей среды. Одним из компонентов окружающей среды являются водные биологические ресурсы.

Освоение месторождений может осуществляться вблизи рек и водоемов, и нарушение почвенного слоя может негативно влиять на распространение организмов, обитающих в реках. Основными водными биологическими ресурсами, которые имеют ценность, являются рыбные ресурсы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и, как следствие, негативное воздействие на окружающую среду.

Причиненный вред рассчитывается условным образом, по установленным таксам и методикам, это прямо предписывается действующим законодательством (п. 3 ст. 77, п. 1 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Для определения и расчета сумм ущерба, причиненного ВБР, используются специальные Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам.

Согласно пункту 41 «Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам» (2011) определение потерь водных биоресурсов в результате сокращения (перераспределения) естественного стока производится для деформированной (т. е. нарушенной) поверхности водосборного бассейна.

Достаточно знать деформируемую площадь земель, затронутых деятельностью, все иные параметры ответственности берутся из методики. Сам вред будет презюмироваться, а его расчет — производиться путем использования условных величин.

Таким образом, любая деятельность в соответствии с проектом освоения месторождения содержит в себе основание для применения мер экологической ответственности.

Обязанность по возмещению ущерба ВБР возникает с момента начала производства работ по техническому проекту, а окончание проведения компенсационных мероприятий связано с моментом прекращения производства работ, то есть прекращения негативного воздействия от производства работ по утвержденному проекту.

Начало производства работ может подтверждаться уведомлением о начале строительства, соответственно, с этого момента возникают негативное влияние и обязанность по компенсации ущерба ВБР.

В случае изменения или корректировки проектной документации и предполагаемого изменения влияния на ВБР необходимо производить пересчет размера ущерба на ВБР.

Для возврата сумм ранее выплаченного ущерба, причиненного ВБР, необходимо доказать, что негативное воздействие от планируемой деятельности не оказывалось или оказывалось в ином объеме.

Для этого требуются документы, подтверждаю-щие приостановление деятельности и/или работ, а также пересчет ущерба в соответствии с утвержденной методикой.

С какого момента возникает обязанность по возмещению ущерба ВБР и когда заканчивается данное обязательство? Как перераспределить ущерб в случае утверждения новой проектной документации со старым расчетом ущерба ВБР? Каким образом распределить платежи на весь период реализации проекта строительства?

Основанием для проведения компенсационных мероприятий является ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 53 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», согласно которым вред, причиненный водным биоресурсам и среде их обитания, подлежит возмещению в полном объеме.

Порядок компенсации ущерба, причиненного незаконными действиями, и ущерба, причиненного в результате законных действий в ходе выполнения работ, когда даже при соблюдении всех мер избежать причинения ущерба не представляется возможным, то есть «планового» ущерба, отличаются.

В законодательстве о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов закреплен специальный порядок оценки экологического вреда и особые, отличные от общих способы его возмещения.

Так, согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» вред водным биоресурсам определяется до его фактического причинения, а точнее — на стадии планирования намечаемой деятельности. Соответственно, впоследствии в установленном порядке возмещается ожидаемая, а не фактическая величина вреда (ущерба).

В соответствии с п. 7 Положения компенсационные мероприятия осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания.

При этом срок окончания проведения компенсационных мероприятий может не совпадать с реальным сроком реализации проекта.

Таким образом, обязанность по возмещению ущерба ВБР возникает с момента начала производства работ по проекту, а окончание проведения компенсационных мероприятий связано с моментом прекращения производства работ, то есть прекращения негативного воздействия от производства работ по утвержденному проекту.

В этой связи имеется три пути решения вопроса:

1.         Пересчитать и перераспределить ущерб и проведение компенсационных мероприятий на скорректированную проектную документацию.

2.         Прекратить возмещение ущерба по настоящему проекту, осуществлять компенсационные мероприятия по новому ущербу по вновь утвержденной проектной документации.

3.         Возврат излишне уплаченной суммы ущерба и его пересчет через суд.

1. Перераспределить ущерб возможно, если документально зафиксировать момент прекращения производства работ по предыдущей проектной документации и начало производства работ согласно вновь утвержденной проектной документации, которая считается корректировкой предыдущего проекта, не является отдельным проектом.

Зафиксировать момент прекращения производства работ можно внутренним приказом предприятия, иные документы не предусмотрены.

Момент начала производства работ согласно новой утвержденной проектной документации подтверждается разрешением на строительство, уведомлением о начале производства работ.

Таким образом, негативное воздействие в рамках реализации предыдущего проекта прекращается, следовательно, прекращается возмещение ущерба ВБР.

При этом можно определить частичное возмещение ущерба ВБР для исключения дублирования при возмещении ущерба в рамках производства работ в соответствии с корректировкой проекта, предусматривающей тот же размер ущерба, что и в предыдущем проекте.

При реализации проектной документации, которая считается корректировкой предыдущего проекта, возмещается часть ущерба, не выплаченная ранее.

Для документального подтверждения перераспределения ущерба между проектами рекомендуется получить согласование уполномоченного органа.

Каким образом распределить платежи на весь период реализации проекта строительства?

Действующим законодательством не предусмотрено возмещение ущерба ВБР одноразово в полном объеме.

В этой связи для наименьшей финансовой нагрузки на добычное предприятие предлагается заключение договоров на реализацию компенсационных мероприятий ежегодно, несколькими выплатами в течение года.

2. По согласованию с уполномоченным органом не возмещать оставшуюся часть ущерба по предыдущему проекту в связи с утверждением новой проектной документации, в составе которой присутствует новый расчет ущерба. При разработке нового расчета ущерба осуществить пересчет с учетом ранее проведенных компенсационных мероприятий.

3. В случае отказа уполномоченного органа в изменении размера ущерба необходимо обращаться в суд. Также сумму по выплаченному ущербу можно попробовать вернуть путем пересмотра дела по возмещению вреда, если таковое имелось ранее по данному вопросу. Основания для пересмотра дела могут возникнуть с момента утверждения нового проекта.

Вновь открывшимися обстоятельствами являются, в том числе, существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.

Учитывая тот факт, что старый проект не был реализован в полном объеме (а расчет вреда осуществлялся именно от начала реализации проекта в полном объеме до полной отработки участков недр), то с момента утверждения нового проекта (взамен старого) возникнет основание для пересмотра дела.

В связи с вышеизложенным предлагается следующий алгоритм действий:

1.         Подбор организации для оценки фактического причинения вреда деятельностью предприятия и пересчета размера ущерба ВБР.

2.         Заключение договора с выбранной организацией на проведение экспертизы и оценки фактического причинения вреда, пересчета размера ущерба.

3.         Представление экспертизы в уполномоченный орган и согласование перерасчета ущерба вреда ВБР (в некоторых регионах имеется практика уменьшения размера ущерба).

4.         Получение согласования уполномоченного органа по вопросу пересчета и уменьшения размера ущерба.

5.         В случае неполучения положительного согласования от уполномоченного органа подготовка позиции для рассмотрения данного вопроса в суде по вновь открывшимся обстоятельствам (если такие имеются), направление материалов в суд с привлечением эксперта.

6.         В случае получения положительного согласования от уполномоченного органа в соответствии с договором по оказанию услуг искусственного воспроизводства внесение изменений в размер ущерба и стоимость услуг посредством заключения дополнения к договору.

7.         Отзыв исполнительного листа и прекращение исполнительного производства.

8.         Заключение мирового соглашения с уполномоченным органом о прекращении исполнения обязательства по выплате ущерба в соответствии с решением суда, которое имелось ранее.

При соблюдении процедур, предусмотренных законодательством, и алгоритма действий, представленного выше, предприятие правильным образом сможет определить размер ущерба и сумм к возмещению, что позволит спланировать компенсационные мероприятия заранее, не оказав негативного влияния на финансовую сторону деятельности предприятия.

Еще статьи по теме “законодательство”

Поделиться статьёй